В Наро-Фоминском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Сказка» с апреля 2019 года началась реализация нового проекта «Азбука заботы». Этот проект осуществляется при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект направлен на преодоление социальной изоляции семей, воспитывающих детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

«Азбука заботы» предусматривает обучение родителей навыкам ухода за детьми, а также организацию кратковременного присмотра за детьми на время занятости родителей. Присмотр за детьми осуществляют квалифицированные специалисты как на дому, так и в группах на базе реабилитационного центра «Сказка». Пребывание ребенка в Центре не ограничивается только присмотром: ребенок получает весь спектр реабилитационных мероприятий в зависимости от показаний и противопоказаний. Это и медицинские оздоровительные процедуры (массаж, галокамера, аппаратное лечение зрения и др.) и психолого-педагогические услуги, направленные на развитие, адаптацию и социализацию ребенка.

Желая сделать развивающие занятия с детьми-инвалидами более интересными и эффективными, специалисты реабилитационного центра «Сказка» осваивают новые методики, помогающие выполнить эту задачу с максимальным результатом. В рамках реализации проекта «Азбука заботы» были закуплены пособия для проведения занятий с детьми по системе Воскобовича.

Что же особенного в этой методике? Её создатель Вячеслав Вадимович Воскобович, инженер по специальности, для развития интеллектуальных способностей своих детей придумал интересные игры во времена, когда любые развивающие пособия были редкостью в магазине. Впоследствии  был создан и продолжает развиваться центр «Развивающие игры Воскобовича», система, которую сам автор называет «Сказочные лабиринты игры». Эта авторская методика отличается высокой эффективностью. Её легко и быстро осваивают специалисты.

Занятия должны быть интересными – это важный принцип системы Воскобовича. Только тогда ребенок наиболее полно усвоит знания, когда процесс будет увлекательным, впечатляющим, когда он сможет проявить свою фантазию, стать творцом сказочного мира, незаметно для себя исследуя окружающий мир, развивая мышление, логику, речевые навыки.

  

Следующий важный принцип, который заложен в систему Воскобовича –  это обучение посредством «действия». Известно, что любые знания усваиваются значительно лучше, если их можно «потрогать», а еще лучше – сразу применить на практике.

Одна из игровых разработок Воскобовича – развивающая среда «Фиолетовый лес». С помощью данного пособия специалист, ставя для себя определенные цели, может предоставить ребенку возможность получить новые знания и навыки, создавая «сказку» своими руками.  «Фиолетовый лес»  представляет собой ковролиновую основу для крепления на стене с изображением неба, облаков, лужайки, на которой в произвольном порядке можно размещать множество элементов, красочных и разнообразных, конструируя сказочное пространство, руководствуясь собственной фантазией. Можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, посадить цветы, добавить облака на небо, разместить прудик, пустить по его поверхности плавать кувшинки, придумывая сказочные сюжеты самостоятельно или используя развивающие истории Воскобовича. Все детали можно использовать, как счетный материал.

«Коврограф Ларчик» – это игровое поле из ковролина с нанесенной сеткой и множество занимательных и полезных элементов, для создания увлекательных задач и их решения: разноцветные шнурки, липучки, карточки, буквы, цифры, арифметические знаки, фигурки гномов, пространственные карточки. Используя это богатство,  можно увлечь ребенка множеством игр: составлять узоры, геометрические фигуры, животных, растений, буквы и цифры; играть с разноцветными гномами (кто спрятался, кто не на своем месте), выполнять графические диктанты, счет предметов с помощью забавных цифр.

Методика Воскобовича способствует развитию у ребенка внимания, памяти, воображения, умения наблюдать, исследовать окружающий мир, оказывает помощь в формировании речевых умений, содействует психоэмоциональному  развитию, улучшает двигательную активность и мелкую моторику.

Дети, участники проекта «Азбука заботы» с удовольствием и большим интересом идут на занятия в кабинет, оборудованный по методике Воскобовича. Специалисты отмечают, что дети-инвалиды с ТМНР легко включаются в игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, благодаря использованию данных пособий.

Обсуждение закрыто.