С чего начинается строительство дома? С возведения стен? С крыши? Нет. Любой надёжный дом начинается с закладки фундамента.
С чего начинает расти большое крепкое дерево? Конечно, оно начинает расти из маленького семечка.
С чего нужно начинать работать с ребёнком, имеющим тяжёлые множественные нарушения развития?
Начинать нужно с фундамента, начинать нужно с малого. Любая успешная реабилитационная работа должна начинаться с работы над телом. Часто, а вернее почти всегда, ребёнок, имеющий выраженные нарушения в развитии речи, мышления, эмоциональные проблемы, имеет большие проблемы с овладением своим телом. Образно выражаясь, это такой своеобразный конструктор в разобранном виде, набор стройматериалов. Наша работа заключается как раз в том, чтобы сначала проработать «чертёж будущего дома», формировать умение ориентироваться в схеме собственного тела. В этом очень хорошо помогает выполнение простых движений с чётким проговариванием инструкции, чётким и последовательным наращиванием сложности выполнения задания. Сначала просто хлопнем, потом дотронемся до головы, потом спустимся к плечам. Пусть сначала ребёнок не понимает, пусть сначала ничего не делает сам. Но он смотрит, помощник помогает, и, в конце концов (у кого-то через пару занятий, у кого-то через год регулярных и усердных стараний), многое начинает получаться. Это значит, что начался процесс «закладки фундамента». «конструктор начал потихоньку собираться», понемногу начинает формироваться внутренне представление о том, что «Я» – это «Я», о том, что «Я» хозяин своим рукам и своим ногам, и что я могу что-то делать, могу играть. Оказывается, руками можно не только размахивать, ими можно что-то поднимать, ими можно очищать мандарин, ими можно рисовать, ими можно толкать и бросать мяч.
В работе с воспитанниками отделения реабилитации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ №2 КЦСОР «Химкинский» (г. Солнечногорск) специалисты отделения: психолог Васильева Елена Юрьевна и специалист по реабилитационной работе Шульгина Анастасия Сергеевна всегда опираются на принцип последовательного развития, на принцип онтогенеза формирования всех навыков и умений, необходимых ребёнку, чтобы достигнуть своего максимума развития. На этом построены методики Т.В. Ахутиной, А.В. Семенович, А.Р. Лурия. Мы в своей работе взяли за основу знания этих замечательных учителей и неоднократно убеждаемся в правильности выбранного пути.
В начале курса занятий ребёнок, который не смотрел в глаза, не фокусировал взгляд, начал, не только смотреть на окружающих людей, но и узнавать специалистов и даже повторять пару движений. Это маленький шажочек, но огромный шаг в развитии ребёнка, это шаг к цели всей реабилитации. Это движение к самостоятельности и успешной социализации.