Разработчик: Нардин Константин Викторович (кинолог) , Середа Марина Васильевна (заведующая отделением психолого – педагогической помощи)

Координаты разработчика:

Нардин К.В. тел. 8-985-166-95-95;

Середа М.В. тел. 8-916-132-97-05.

Филимонковский детский дом –интернат 8-495-436-66-55

Fddi2004@rambler.ru

Основные цели и задачи проекта

Обучение правильному общению с собаками: правила поведения и безопасность, игры, трюки и команды.

– Изучение мира собак: история, породы, предназначение, кормление и уход.

– Формирование у воспитанников понятий извечных ценностей и моральных принципов, таких как – верность, преданность, любовь, забота, дружба, через призму общения с собаками.

– Ознакомление воспитанников с миром фауны через дружбу собаки с различными представителями животного мира, и дальнейший переход от канис – терапии к пет – терапии (зоотерапия).

– Приобщение воспитанников к здоровому и активному образу жизни.

Целевая группа

Группы детей для занятий по канис – терапии формируются с учетом физических возможностей и психического статуса. Сейчас это воспитанники от13 до 17 лет. В процессе создания находится программа для более младших детей. Занятия с детьми проводятся специалистом-кинологом и сотрудниками отделения психолого – педагогической помощи ФДДИ..

Краткое описание проекта

Название «канис – терапия» от латинского Canis lupus familiaris, что означает «собака домашняя». Собака – одно из самых функциональных животных, некогда одомашненных человеком. Главная причина широкого использования именно собак в терапии заключена в высочайшем уровне их адаптивности. Собака хорошо интегрирована в городскую среду.

Практически полная ориентированность любой собаки на человека, как дружественный вид.

Являясь стайным, то есть социальным животным, собака не мыслит себя вне человеческого общества. Поведение собаки во многом построено на демонстрации эмоций и отношений к человеку, что является необходимым атрибутом любого терапевтического сеанса. Более того, подавляющее большинство собак являются эмпатами – существами, активно сопереживающими чувствам и эмоциям человека.

Канис – терапия оказывается наиболее эффективным средством для детей и пожилых людей, которые, зачастую являются самыми уязвленными категориями в плане социализации и эмоционального благополучия и девиантного поведения.

Общение с животными, и особенно с собаками, помогает развитию у ребенка коммуникативных навыков. Это актуально, прежде всего, для детей с синдромом аутизма, которые плохо идут на контакт с окружающими. А через общение с собаками такие дети постепенно начинают взаимодействовать с другими людьми. И с каждым следующим занятием прогресс становится все заметнее.

Огромный положительный эффект канис – терапия дает при работе с агрессивными и девиантными детьми. Таким ребятам предлагается общение с маленькими, беззащитными собачками – чтобы дети понимали, что они в ответе за них, что их нельзя обижать, как нельзя обижать всех слабых и беззащитных.

Хочется отметить, что сеанс канис – терапии ребята воспринимают не как занятие, а как увлекательную игру.

Конечно, канис – терапия — это не панацея, а только один из вспомогательных методов реабилитации, использующийся наряду с занятиями у психолога и т.п., Мы делаем в этой области лишь первые шаги, но позитивные моменты уже заметны. Но то, что он эффективен, уже доказано на практике.

Алгоритм проектного решения

В ГБСУ СО МО разработана программа по канис – терапии «Человек собаке друг!», которая состоит из двух частей: – теоретической и практической.

Один раз в неделю проходят теоретические занятия с использованием современных компьютерных технологий, где ребята знакомятся с правилами безопасного общения с домашними животными, с историей «одомашнивания» собаки, с различными породами и назначением собак.

Уроки проходят очень интересно, наряду с занимательными рассказами и теоретической частью, ребятам предлагается большое количество различных фотографий, видеороликов, отрывков из мультфильмов и художественных фильмов с участием собак, игры – физкультминутки. Дети ведут специальные тетради – альбомы, куда вклеивают фотографии, распечатки, картинки и другой раздаточный материал на тему урока. Для стимулирования, за активную работу на уроке в тетрадь ставятся специальные штампики и выдаются наклейки. Обязательно подводится итог каждого занятия. Информация преподносится на доступном уровне и несомненно, расширяет общий кругозор и активный словарный запас наших воспитанников. Устраиваем с ребятами конкурс рисунков «Человек собаке друг!»

Один раз в месяц проводятся практические занятия непосредственно с собаками, где дети закрепляют полученные знания, «работают», играют, общаются с четвероногими друзьями!

Результаты внедрения

Психотерапевтический эффект программы по реабилитации «Человек собаке друг!» несомненно высок, разработанная методика формирования групп и психотерапевтической поддержки проводимых занятий позволяет в ряде случаев снизить остроту проявлений девиантного поведения детей и улучшить коммуникативные возможности детей с интеллектуальной недостаточностью.

– Психофизиологический эффект. Взаимодействие с животными снимает стресс, нормализует работу нервной системы и психики в целом.

– Психотерапевтический эффект. Взаимодействие детей с животными гармонизирует их межличностные отношения.

– Реабилитационный эффект. Контакт с собакой это дополнительный канал взаимодействия личности с окружающим миром, который способствует психической и социальной реабилитации.

– Эффект удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу!», является одной из важнейших потребностей человека.

– Эффект самореализации. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

– Эффект общения. Собака становится партнером по общению, иногда единственным.

– одна из воспитанниц детского дома Гуськова Виктория решила стать кинологом!

Обсуждение закрыто.