Разработчик: Тараканова Елена Васильевна, заведующий отделением реабилитации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Регион: Московская область
Дата старта проекта: 1 августа 2016 года
Целевая группа:
дети 3-10 лет с РАС и/или ЗПРР, проживающие в Красногорском городском округе
Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
социальная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), и/или задержкой психоречевого развития (ЗПРР).
Задачи проекта:
– выявление целевой аудитории и информирование о возможности социальной реабилитации в условиях Учреждения;
– разработка программ коррекционно-развивающей работы;
– повышение компетентности кадрового состава в части работы с указанными нозологиями;
– предоставление услуг по социальной реабилитации не менее 100 несовершеннолетним в год.
Алгоритм проектного решения
Проект разработан в рамках пилотного проекта Министерства социального развития Московской области «Совершенствование социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья».
1. Организационно-подготовительный этап (август-сентябрь 2016 г.):
Проведенный мониторинг показал, что на момент начала реализации проекта на территории Красногорского г.о. числилось более 400 детей-инвалидов и отсутствовали учреждения, предоставляющие бесплатные услуги по социальной реабилитации выбранной целевой аудитории.
Для проведения реабилитационных мероприятий в Учреждении были оборудованы сенсорная комната, класс адаптивной физической культуры, «мокрая» комната и кабинет логопеда.
2. Технологический этап (октябрь 2016 — июль 2017 г.):
В рамках проекта велась разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации детей с наиболее часто встречающимися сегодня нарушениями развития (расстройства аутистического спектра, задержка психоречевого развития). Срок реабилитации — 2-4 мес., в зависимости от особенностей ребенка., с режимом посещения занятий 2-3 раза в неделю.
Специалисты реабилитационной команды Учреждения предоставляли следующие услуги: социально-бытовая адаптация; социально-психологические (диагностика, коррекция); социально-педагогические (логопедическая коррекция, развитие мелкой моторики, Пластилинография, ИЗО и лепка, музыка, танцы, театр); развитие коммуникативного потенциала (КРУГ, совместная игровая деятельность).
3. Рефлексивно-обобщающий этап (август 2017 г.):
Анализ проделанной работы. Принятие тактических и стратегических решений, определение перспектив дальнейшего развития.
Результаты внедрения
1. Была создана база детей-инвалидов, проживающих в Красногорском г.о., проведены рекламно-информационные мероприятия с целью охвата детей, не имеющих статуса «инвалид».
2. В Учреждении было разработаны базовые программы коррекционно-развивающией работы «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Волшебная мозаика» (психологические занятия в рамках арт-терапевтического подхода); «Пластилинография»; «Танцевально-двигательная психокоррекция»; «Логопедическая коррекция».
3. Все специалисты реабилитационной команды прошли курсы повышения квалификации по работе с РАС и ЗПРР.
4. С 1 октября 2016 по 01 сентября 2017 года социально-реабилитационной работой было охвачено 118 детей. Из них 31% составили дети с расстройствами аутистического спектра, 69% – с задержкой речевого и психоречевого развития.