Разработчик: Ласточкина Ирина Владимировна
Координаты разработчика: Педагог-психолог отделения дневного пребывания ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья», телефон 8(49624) 7-73-85, Semya-s@mail.ru
Основные цели и задачи проекта
Цель проекта:
Воспитание гармонично развитой личности посредствам театральной деятельности, снижение уровня эмоционального напряжения, агрессии, преодоление различных видов страхов и комплексов, развитие умения общаться в коллективе, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.
Задачи:
– активизация познавательных интересов, расширение кругозора;
– создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого ребенка;
– развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;
– развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми; умения общаться с людьми в разных ситуациях; интереса к сценическому искусству; способности верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться);
– развитие чувства ритма и координации движений; пластической выразительности; двигательных способностей, ловкости, подвижности; умения пользоваться разнообразными жестами; речевого дыхания и правильной артикуляции;
– создание разного рода постановок, зрелищ, театрализации – выразительных, ярких, запоминающихся, несущих добро и радость всем категориям людей, начиная от маленьких детей и заканчивая взрослыми людьми;
– воспитание трудовых навыков: каждый ребенок должен знать, что занятия – это не только развлечения, но и труд, требующий настойчивости, упорства, готовности постоянно совершенствоваться.
Целевая группа
Дети от 5 до 15 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие трудности в социальной адаптации.
Краткое описание проекта
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Благодаря театральной деятельности ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, рождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Вовлечение детей с проблемами социальной адаптации в сферу творческой и социальной активности, создает условия, в которых ребёнок приобретает социальный опыт, соответствующий реальной действительности.
Содержание:
Театральная студия «В гостях у сказки» была создана в марте 2014 года. На данный момент студию посещают 17 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Проект является долгосрочным и пользуется популярностью у детей. Состав группы расширяется – на занятия приглашаются все дети, желающие заниматься театральной деятельностью.
Педагог психолог выбирает произведение, по которому будет ставиться спектакль и уже совместно с ребятами пишут сценарий по нему, готовят декорации, костюмы, распределяют роли, подбирают музыку. Подготовка спектакля занимает 4 месяца. Демонстрация спектакля – 3 раза (3 недели).
Театрализованная деятельность оказывает многостороннее влияние на развитие личности ребенка.
Во – первых, занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма, что является залогом дальнейшего успешного развития ребенка.
Во – вторых, театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театр даёт детям образец для подражания. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Они учатся проявлять и регулировать свои чувства и понимать чувства других. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
В – третьих, занятия театральной деятельностью воспитывают и дисциплину, подразумевается чёткая организация коллектива, уважение к труду другого ребенка, взаимная помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие качества человека нужны в каждом культурном обществе.
В – четвертых, театр побуждает детей действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни, открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.
В – пятых, в процессе театрализованной деятельности развиваются коммуникативные способности, умение общаться – стержень социальной адаптации. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.
В – шестых, театр – одна из эффективных форм речевого развития детей. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, расширять словарный запас.
Результаты внедрения
В ходе реализации проекта
– 90% детей – овладели навыками позитивного общения,
– у 85% детей – наблюдается стабилизация психофизического, психо-эмоционального состояния, снижение агрессивных тенденций, уровня тревожности,
– 65% детей – наблюдается снижение количества страхов до среднего уровня,
– 80 % детей – улучшение связной речи,
– 85% детей – развитие коммуникативных навыков, улучшение во взаимоотношениях в среде сверстников, развитие творческих способностей,
– 100% детей – положительная динамика адаптации в социуме.
Результаты
«Сказка на новый лад «Морозко», принял участие в XV-ом международном конкурсе театрального творчества (организован Фондом поддержки талантливых детей и молодежи “Звездный проект”) и стал лауреатом 3 степени.
В январе 2015 года состоялась премьера спектакля по сказке «Морозко» – на новый лад. Зрителями спектакля стали ребята из отделения дневного пребывания РЦ «Радуга».
На праздничном мероприятии посвященном 20-летию центра, состоялась первая премьера спектакля по сказке «Вовка в тридевятом царстве», в «Джаз – клубе» пос. Майданово,
В мае дети, поздравили с Днем Победы участников ВОВ, ветеранов, детей войны, в центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Дом ветеранов» показав спектакль «Вовка в тридевятом царстве» и продекламировав стихи на тему ВОВ.