Групповая психотерапия

№2 / февраль 2022/

Содержание:

Групповая психотерапия. Что это?

lorem

Занятия в группе – идеальная форма обучения. Мы социальные личности, поэтому нахождение в группе позволяет улучшить социальные навыки, научиться чему-нибудь на чужом опыте, попрактиковаться с другими людьми, обрести уверенность и повысить самооценку. Благодаря взаимодействию мы совершенствуем важные жизненные навыки. Терапевтическая группа – это площадка, где человек развивает и применяет изученное, ощущая поддержку и получая обратную связь.

Групповая обстановка не только способствует развитию социальных навыков и умению находить общий язык с другими людьми, но и стимулирует самопознание и личностный рост. Хотите верьте, хотите нет, но персональное развитие происходит обычно не в изоляции, а в условиях общения и поддержки.

В этом выпуске вы узнаете о различных приемах и методах групповой работы с получателями услуг. С их помощью члены группы усвоят важные и полезные терапевтические идеи и смогут наладить свою жизнь. Несмотря на то, что все советы представлены как задумки для группы, многие из них применимы также для индивидуальной психотерапии. Раздаточные материалы, рабочие листы и даже многие мини-уроки и упражнения будут вполне уместны в рамках индивидуальных сеансов со взрослыми и детьми.

Психотерапевты предоставляют не только поддержку и консультацию. Они не просто выслушают клиента и посочувствуют ему, но и смогут обучить его навыкам самопомощи. Важно отметить, что такое обучение реализуется не в виде указаний, что нужно делать. Напротив, в психоэдукации действует инициативный подход, при котором пациент использует на практике те или иные умения, приобретенные во время занятий.

Как учитель музыки не ожидает, что ученик научится играть на фортепиано, разобравшись, как читаются ноты и что означают знаки при ключе, так и психотерапевт не ждет от пациента, что он начнет применять незнакомый для себя навык. Основной прогресс достигается путем практики между сеансами, поэтому домашнее задание и тренировка в повседневной жизни – основа психоэдукации.

Включая в обучение разнообразные практические упражнения, материалы и креативную составляющую, вы способствуете тому, что получатели услуг начинают самостоятельно пользоваться полученными знаниями и навыками.

Роль руководителя группы очень полезная и вдохновляющая, если он владеет правильным инструментарием. Наша цель – обеспечить Вас набором идей, которые можно применять для обучения клиентов.

Психоэдукация – как основа группового сеанса

Теория

Психотерапевт, какого бы теоретического подхода он ни придерживался, ставит перед собой задачу не только выслушать и поддержать, но и прежде всего обучить пациента. В большинстве популярных психологических теорий, включая когнитивноповеденческую терапию (КПТ), диалектическую поведенческую терапию (ДПТ), когнитивную терапию на основе осознанности (КТНОО), а также терапию принятия и ответственности (ТПО), при лечении активно используются методы преподавания и обучения. У многих пациентов на момент обращения за терапевтической помощью не получается справляться с негативным внутренним диалогом и тяжелыми жизненными проблемами самостоятельно. Они обычно приходят на консультацию, не осознавая, что упреки в свой адрес и навешанные на себя ярлыки – не более чем выдумка. Для них это самая настоящая реальность.

Практика

Ниже представлены некоторые из психоэдукативных приемов, полезных при работе с группой, и приведены примеры того, как их использовать для развития коммуникативных навыков.

Пример: объяснение разницы между ассертивным, пассивным и агрессивным стилями общения.

Пример: участники группы тренируют ассертивное рукопожатие, чтобы осознать важность невербального общения в самовыражении.

Пример: рабочие листы с утверждениями, позволяющими переключиться с агрессивного “Ты-утверждения” на ассертивное “Я-утверждение”.

Пример: создание образа успешного и уверенного в себе человека во время выступления или разговора с коллегой.

Пример: взболтайте бутылку с газировкой, образно демонстрируя, к каким негативным последствиям приводит пассивное состояние и сдерживание отрицательных мыслей. Игнорируя свои внутренние проблемы, мы накапливаем их, из-за чего потом происходит всплеск эмоций.

Пример: вы (либо кто-то из участников сеанса) изображаете из себя проблемного члена семьи, давая возможность попрактиковаться в общении с ним посредством обратной связи и взаимоподдержки.

Пример: участники сеанса просматривают раздаточные материалы и заполняют рабочие листы, а также практикуют навыки ассертивного поведения за пределами группы. 

Вывод

Основное преимущество групповой психотерапии заключается в том, что можно выразить свое мнение и получить обратную связь, находясь в благо приятной атмосфере среди таких же людей, как и ты сам. Открывая универсальную природу своих трудностей, человек не чувствует себя одиноким, а, наоборот, ощущает поддержку со стороны окружающих. Групповые сеансы создают отличные условия для приобретения и применения жизненных навыков. Это возможность научить пациентов справляться с личными проблемами самостоятельно.

С чего начинать?

Повысить максимальную эффективность групповых занятий можно с помощью ряда организационных приемов.

Эффективность групповой психотерапии главным образом зависит от эффективного начала и конца занятия. В этом совете вы получите рекомендации в виде чек-листа, который позволит запомнить важнейшие компоненты сеанса.

Практика

Продуктивные групповые сеансы, как правило, включают большинство из представленных ниже приемов. Для каждого сеанса отмечайте те пункты, которые вы планируете задействовать в начале занятия.

Вывод

Эти приемы позволят структурировать занятия, сделав их более последовательными. Впрочем, сеанс не обязан включать все вышеуказанные элементы, но наличие большинства из них говорит о его эффективности. Данный чеклист позволит понять, настроена ли группа на максимальный результат.

Луковица и жемчужина

Теория

Игры-ледоколы в начале сеанса – это возможность сформировать атмосферу доверия и установить контакт с другими членами группы. Визуальные метафоры вовлекают участника в упражнение, не вызывая ощущения, что он находится в некомфортном или трудном положении. Даже тихоням метафорическая визуализация покажется увлекательным способом выразить и раскрыть себя.

Как и многие другие упражнения, упражнения с метафорами облегчают выражение чувств и мыслей, а также прививают гибкое и креативное мышление, которое помогает найти новые решения старых проблем.

Практика

Начните с метафоры луковица и жемчужины. Можете воспользоваться чем-то похожим на жемчужное ожерелье и обычной луковицей, чтобы придать метафоре реалистичности.

Объясните участникам, что образ луковицы отражает что-то неприятное. Его слои представляют собой тяжелые жизненные уроки. Очищая их, мы на ходим решение.

Жемчуг – метафора редкой и ценной находки. Это может быть обретенная мудрость или что-то особенное, что удалось изучить.

Группе будет интересно узнать, что жемчужина фактически появляется вследствие раздражения и неблагоприятных условий; она образуется в раковине моллюска после попадания внутрь раздражающего его песка. Реакция моллюска на инородное тело и приводит к образованию жемчуга. Можете подчеркнуть, что подобным образом испытания и невзгоды в нашей жизни делают нас более глубокими, чуткими и развитыми личностями.

После того как вы объяснили метафору, попросите членов группы передавать жемчужину и луковицу по кругу, рассказывая при этом о событиях и трудностях за неделю.

Вывод

Это связующее упражнение способствует самораскрытию и повышает степень доверия в группе. Чем чаще вы его используете, тем выше групповая сплоченность. Подмечайте, какие общие темы поднимают участники группы, когда делятся событиями. Применяйте к ним универсальный подход, который окажется очень полезным в контексте группового сеанса.

Психологический вестник №2 / февраль 2022/