Кадровый потенциал и его роль в развитии системы социального обслуживания

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в российской Федерации выступает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей, детей, которое включают различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данных категорий граждан.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям , что позволит поднять уровень социального обслуживания, способствует координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур , включая негосударственные, частные и благотворительные, церковные и др. организации осуществляющие социальную помощь.

В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения , выделения финансовых средств на ее развитие. В отделениях социального обслуживания расширяется спектр оказываемых услуг, предоставляемых различным категориям населения , открываются отделения нового функционального назначения, обновляется материально-техническая база и др.

Новые технологии, изменения в системе трудовых отношений обуславливают высокие профессионально-квалификационные требования к специалистам со стороны нанимателя (работодателя). В связи с этим большое внимание уделяется развитию кадрового потенциала., повышению профессионализма и компетентности специалистов учреждения социального обслуживания, что способствует предоставлению качественных социальных услуг, отвечающих потребностям потребителей .

Понятие кадрового потенциала связано с конкретными личностями , с их умениями и навыками , которые могут быть использованы для повышения эффективности в различных сферах производства , с наличием, уровнем проявления значимостью деловых качеств , т.е речь идет о потенциале отдельных сотрудников . именно в профессиональ-квалификационных требованиях или профессиограммах, которые включают систему требуемых качеств и уровень их проявления , необходимых для выполнения соответствующих функций , И ФИКСИРУЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛ КАДРОВ.

Кадровый потенциал представляет собой умения и навыки работников учреждения социального обслуживания , которые могут быть использованы для достижения социального эффекта .

В качестве задач, влияющих на масштабы кадрового потенциала, его эффективное использование можно поставить следующие:

  • Квалифицированное развитие персонала

  • Привлечение квалифицированных специалистов

  • Создание оптимальных условий для эффективной работы кадров

Необходимым условием решения управленческих задач является наличие высоко квалифицированного персонала , готового к овладению новыми знаниями. Развитие персонала на уровне конкретной личности включает в себя методы подготовки и переподготовки рабочих, специалистов и руководителей , методы повышения квалификации за пределами организации , конференции и др.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе ведется работа с кадрами, включающая в себя:

  • Повышение квалификации

  • Проведение аттестации

  • Конференции

  • Обмен опытом работы

  • Ежегодные социально-научные чтения

  • Профессиональные объединения специалистов учреждений социального обслуживания

Повышение квалификации работников учреждений , подведомственных Депсоцразвития Югры , организует и проводит «Методический центр развития социального обслуживания», тесно взаимодействующее с Депсоцразвития Югры по вопросам планирования и подготовки программ повышения квалификации , а так же в организации и проведении дополнительных мероприятий , тем самым своевременно реагируя на изменения в жизни округа и запросы специалистов учреждений социального обслуживания .

В связи с внедрением новых технологий в социальной работе и высоким требованиям к профессионализму специалистов , возросла потребность в повышении профессиональной подготовки специалистов учреждений по актуальным вопросам деятельности . с каждым годом увеличивается количество мероприятий, организуемых БУ ХМАО «методический центр развития социального обслуживания».

Специалисты системы социального обслуживания проходят обучение по следующим направлениям :

  • Разработка и внедрение инновационных технологий , программ в учреждениях социального обслуживания

  • Социально-психологическая работа с семьями , детьми

  • Сопровождение семей и детей, выпускников домов-интернатов

  • Социальная адаптация и реабилитация граждан

  • Организация методической работы в учреждениях социального обслуживания

  • Обучение в области работы с информационными технологиями

  • Нормативно-правовое направление

  • Обучение в области управления учреждением

На учебных мероприятиях используются различные формы работы:

Лекции, практические занятия , обмен опытом, деловые игры, тренинги, рефлексии, круглые столы и др. , что способствует качественному усвоению слушателями новых знаний и навыков работы . участники курсов повышения квалификации и семинаров знакомятся с инновационными технологиями работы с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, обеспечиваются методическим материалом, содержащим полезную информацию , теоретические и практические наработки по теме мероприятия , которые используют в своей профессиональной деятельности , что способствует улучшению качества социального обслуживания.

Обучение на курсовых мероприятиях проводят преподаватели высших учебных заведений, высококвалифицированные специалисты-практики ХМАО –Югры и регионов России (гг. Москвы, Санкт-Петегбурга , Екатеринбурга, Омска, Челябинска, Новосибирска)

В целях развития системы социального обслуживания ХМАО- Югры и регионов специалистами Методического центра развития социального обслуживания разрабатываются , апробируются и распространяются инновационные технологии, осуществляется научно-методическое психологическое сопровождение работников учреждений социального обслуживания .

Специфика учреждений социального обслуживания , ее нормальное функционирование невозможно в связи с эффективной кадровой политикой, так как обеспечение кадрового потенциала имеет решающее значение для эффективной трудовой деятельности и все чаще выдвигаются в число приоритетных направлений.

От того, как организовано управление кадровым потенциалом , влияющего на каждого работника . напрямую зависит эффективность деятельности учреждений и организаций. Кадровый состав учреждений подведомственных Депсоцразвития Югры, выполненяет следующие функции :

  • Реализует новые программы , технологии в сфере социального обслуживания

  • Способствует распространению инновационного опыта работы

  • Организует мероприятия , направленные на повышение качества и доступности предоставляемых социальных услуг

  • Способствует созданию эффективного трудового коллектива , ориентированного на профессиональное развитие и обеспечивающего высокий уровень мотивации .

Таким образом, кадровый потенциал играет ключевую роль в системе социального обслуживания , содействуя ее развитию , качественной организации предоставляемых социальных услуг.

Е.В. Кравец

Методист отдела организации повышения квалификации бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания»

Для подготовки статьи использованы материалы
журнала Социальное обслуживание №3, 2012

Требуется авторизация

К данному документу приложены файлы для скачивания (1 шт.).

Для доступа к ним необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.


Размещено: 20 ноября 2013

[x]