«Мир вокруг нас»

Разработчик

Климанова Светлана Александровна, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе;

Мешканцова Наталия Викторовна, социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи.

Руководитель Прохорова Алла Валентиновна, директор ГКУСО МО «Коломенский городской СРЦН»

Координаты разработчика: Адрес: 140411, Московская обл., г. Коломна, ул. Ленина, д. 97 А, 8(496)612-06-83; 8(496)618-06-25

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта: создание социально-реабилитационной среды для полноценного восстановления психического и физического здоровья, коррекция нарушений поведения, воспитание гармоничной личности.

Задачи проекта:

  1. Оказание комплексной психолого- педагогической помощи воспитанникам центра в преодолении негативных стереотипов по отношению к окружающей действительности, к людям, к себе, помощь в повышении самооценки.

  2. Развитие адаптивных способностей детей.

  3. Восстановление психического и физического здоровья, создание оптимальных условий для эмоционально-личностного и познавательного развития посредством выявления индивидуальных способностей и особенностей детей.

  4. Удовлетворение потребностей ребёнка в заботе и любви; индивидуальная работа с предоставлением возможностей самораскрытия многопланового личностного самовыражения.

  5. Обеспечение воспитывающей среды, способствующей гармоничному и свободному развитию личности, коррекция деприваций ребёнка.

Целевая группа

1.Несовершеннолетние, испытывающие трудности в социальной адаптации, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей.

2.Несовершеннолетние, оказавшиеся в социально опасном положении.

Краткое описание проекта

Актуальность проекта.

Социализация человека – процесс, который длится в течение всей его жизни. Но в этом процессе особенно значим подростковый период, поскольку именно в это время воспитывается самосознание, вырабатываются ценностные ориентации и социальные установки личности, которые потом, в течение последующей жизнедеятельности человека, значительных изменений уже не претерпевают.

Особенности социоролевого поведения детей, дающие основание относить их к девиантным, или детям группы «социального риска», связаны, как правило, с особенностями их социально-нравственного развития:

  1. Ослаблением внушения как механизма развития личности из-за дефицита живого примера родителей.

  2. Компенсаторным усилением у мальчиков таких компонентов личностного развития как утверждение себя в роли лидера через агрессию и влияние группы сверстников своего пола.

  3. Наложением специфических проявлений кризиса ситуации. Ситуация, приведшая детей в «группу социального риска», для большинства из них - негативный пример социальной роли взрослых, алкоголизация, криминализация семей, сопровождающаяся утратой базового доверия детей к миру, внушением им асоциальных понятий.

Вовлечение детей в творчество в любых его сферах: познавательной, эмоционально-волевой, музыкально-художественной, театральной, спортивной, декоративно-прикладной, туристической и т. д. дает возможность, с одной стороны, повысить уровень самооценки воспитанников ощущением личного успеха и преодолением базового недоверия к миру, с другой стороны,- при этом расширяется сфера их общения и приобретается опыт позитивного взаимодействия со сверстниками и молодежью.

Таким образом, можно выделить одну из проблем сосуществования и успешного развития современных подростков, несущих на себе груз социальной дезадаптации.

В проекте два основных раздела:

РАЗДЕЛ 1. Обеспечение среды успешного социального развития воспитанников. ОСНАЩЕНИЕ материально-технической базы центра.

РАЗДЕЛ 2. Социально-реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление психического и физического здоровья, коррекцию нарушений поведения несовершеннолетних, воспитание гармоничной личности. Трудности в реализации проекта:

  • сменяемость состава воспитанников в течение года (около 80%);

  • продолжительность пребывания в центре неодинакова (от полгода и более);

  • пассивность отдельных подростков, низкая мотивация включения в трудовую деятельность;

- 70% детей состоит на учете у психиатра; у всех воспитанников дошкольного, младшего школьного возраста и среднего звена выставлен диагноз ЗПР;

-деятельность проекта не может изменить социум, в который снова попадают подростки;

  • после выхода из центра сложно поддерживать постоянную связь с подростками;

- недостаточное оснащение материально-технической базы для реализации проекта.

Алгоритм проектного решения

  • Усиление личностных внутренних ресурсов, препятствующих развитию негативных проявлений у детей и подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации или оказавшихся в социально опасном положении.

  • освоение воспитанниками видов деятельности, альтернативных противоправным, асоциальным;

  • воспитание нравственных привычек, активизация личностного роста, улучшение психофизического здоровья детей;

  • социальная реабилитация детей и подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации или оказавшихся в социально опасном положении, подготовка их к самостоятельной жизни;

- повышение эффективности взаимодействия центра с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Результаты внедрения

За время реализации проекта (с 2014 года по настоящее время) увеличилось количество семей, снятых с социального патронажа, в которых стабилизировалась внутрисемейная обстановка - 79%.

Наблюдается тенденция к уменьшению количества семей, лишенных родительских прав. Из стационарного отделения, где дети находятся круглосуточно, 80 % несовершеннолетних выбыло в родные семьи, в которых нормализовалась обстановка, родители прошли курс лечения от алкоголизма, трудоустроились, создали необходимые условия для воспитания и проживания ребенка.

В результате систематичной, стройной работы специалистов наблюдается положительная динамика в развитии детей, что способствует преодолению общей социально- эмоциональной депривации, компенсации неблагоприятного опыта детей и лучшей их социализации. Наблюдается положительная динамика в интеллектуальном развитии детей. Для воспитанников были организованы условия для успешной учебной реабилитации. У 80 % воспитанников активизировалась речь, расширились представления об окружающем мире.

Реализуются программы, направленные на коррекцию и социальную реабилитацию детей и подростков.

Проводится работа по внедрению и реализации новых методик и технологий в организации профилактической работы с несовершеннолетними, применяются инновационные технологии: технологии раннего выявления случаев жестокого обращения с детьми, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, творческие, информационно-компьютерные; различные формы и методы: мастер-классы, психологические тренинги, деловые игры, медитативные и релаксационные технологии на базе сенсорной комнаты, развивающие занятия в клубах по интересам, спортивно-оздоровительные мероприятия, рабочие встречи, круглые столы, семинары по обмену опытом. Активно используются в развивающей работе методы арт- терапии (куклотерапия, песочная терапия, мандала-терапия, сказкотерапия, фототерапия, имаготерапия, цветотерапия), детской игровой терапии, клиентоцентрированной семейной терапии, нейролингвистическое программирование.

В июне 2015 года ФГБНУ «Институт стратегии развития Российской Академии Образования» выпустил научно-методическое пособие «Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности: стратегия и практика развития», в котором опубликованы статьи сотрудников нашего центра по обмену опытом.

Приняли участие в конкурсе «Лучший по профессии», организованном Министерством социальной защиты населения Московской области. В номинации «Лучший социальный новатор» психолог высшей категории отделения психолого-педагогической помощи Фатина Е.А. заняла 3 место.

Как результат, в 2015 году центр награжден Дипломом администрации городского округа Коломна за высокие достижения в работе по социальной реабилитации несовершеннолетних.      

      

Другие проекты района


[x]