Групповая психотерапия. Часть 2

№3 / март 2022/

Содержание:

Кладезь поговорок

Теория

Мудрые поговорки и высказывания могут стать источником вдохновения для членов группы. Древние изречения, особенно латинские и китайские, содержат в себе множество глубоких идей, которые помогают по-иному взглянуть на жизненные проблемы. Такое простое упражнение понравится группе и воодушевит ее. Оно активизирует креативное и абстрактное мышление и заставляет участников смотреть на вещи под другим углом, особенно когда они слышат мнения, отличающиеся от их собственных.

Практика

Несколько примеров, которые будут полезны для развития жизненных навыков. “Путь в тысячу ли начинается с первого шага”, – Лао-цзы.

  • “Птица поет не потому, что у нее есть ответ. Она поет, потому что у нее есть песня”, – Джоан Энглунд.
  • “Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю”, – Конфуций.
  • “Счастье зависит от нас самих”, – Аристотель.
  • “Ты не запретишь птицам скорби виться над своей головой, но ты можешь помешать им свить гнездо в своих волосах”, – китайская пословица.
  • “На каждой тропинке есть свои лужи”, – английская пословица.
  • “Когда становится тяжело, сильные не ноют, а берутся за дело”, – американская пословица.
  • “Один в поле не воин”, – русская пословица.
  • “Живущим в стеклянном доме не следует бросаться камнями”, – английская пословица.
  • “Надейся на лучшее, готовься к худшему”, – английская пословица.
  • “Лучше поздно, чем никогда”, – латинское изречение.
  • “Нельзя приготовить омлет, не разбив нескольких яиц”, – Максимилиан Робеспьер.

Запишите высказывания на карточках и поместите их в шапку, коробку или баночку. Можете подписать предмет или украсить его портретом какого-нибудь философа, например Конфуция или Аристотеля.

Каждый участник должен по очереди взять по одной карточке. Прочитав пословицу, он должен высказать свое мнение о ней и подумать, каким образом она переплетается с его жизненной ситуацией.

После ответа предложите другим членам группы раскрыть свое понимание данной поговорки и привести примеры, каким образом она относится к ним. Как вариант: пословицы можно заменить цитатами или утверждениями, что будет не менее забавным и вдохновляющим. Старайтесь для разнообразия чередовать пословицы, цитаты и утверждения.

Вывод

Анализ пословиц и их сопоставление с реальным жизненным опытом может оказаться полезным с терапевтической точки зрения. Преимущество упражнения состоит в том, что участники проводят коллективное обсуждение и находят общий язык. Предложите группе записать собственные поговорки и бросить их в баночку.

В конце концов, мудрость есть в каждом из нас!

Мои любимые вещи

Теория

Поделиться списком своих любимых вещей – отличный способ раскрыть себя перед группой и лучше узнать других ее членов.

Практика

Можете включить песню “Му Favorite Things” из мюзикла “Звуки музыки”, чтобы начать упражнение на веселой ноте.

Раздайте каждому участнику приведенный ниже рабочий лист и объясните, что мы сможем многое узнать о других и о себе самих, поделившись тем, что любим больше всего.

Когда участники заполнят листы, попросите их по очереди рассказать о своих любимых вещах. Поинтересуйтесь, какие сходства и общие для всех темы они отметили. Предложите всем вкратце изложить, что они узнали об остальных, основываясь на озвученных ответах.

Вывод

Такое простое упражнение значительно повысит групповую сплоченность и взаимоподдержку, дав членам группы возможность раскрыться в позитивной обстановке, сблизиться между собой и найти общие интересы. Упражнение будет наиболее эффективным, если вы подтолкнете участников к анализу, почему они выбрали именно эти вещи как любимые

Рассказ по цепочке

Теория

Это замечательное упражнение для знакомства. С помощью коллективной работы члены группы учатся сближению и взаимному доверию. Поэтому, придумывая совместную историю, в которой приветствуется вклад каждого участника, вы повышаете доверие и групповую сплоченность. Данное упражнение, выполняемое в режиме “поток сознания”, учит членов группы думать быстро, не переживая, делают ли они ошибки и придерживаются ли правил. Робкому человеку такое довольно безобидное и структурированное упражнение поможет научиться самовыражению и пригодится в борьбе с социофобией.

Практика

Предложите группе составить совместный рассказ по цепочке.

Участники должны понимать, что при создании такой истории важен вклад каждого члена группы. Необходимо подчеркнуть, что здесь нет правильных или неправильных решений. Приемлемо все – лишь бы без грубости, оскорблений и ругани.

Предупредите, что начнете рассказ с одной простой фразы, после чего пройдете по кругу, и каждый участник должен будет по очереди добавить к истории одно-два предложения.

Примеры начальных фраз:

Сделайте столько кругов, сколько нужно, чтобы история обрела завершение.

Пока участники вносят свою лепту в историю, необходимо внимательно слушать, какие мысли они при этом выражают и какое настроение передают. Эти наблюдения помогут лучше адаптировать остальные групповые упражнения или обсуждения.

Вывод

Поинтересуйтесь впечатлениями членов группы от получившегося рассказа: было ли им некомфортно составлять его в спешке и чему они научились. Коллективный анализ упражнения важен, как и само упражнение. Он приучает пациентов делиться своими мыслями с другими в контексте взаимоподдержки. Упражнение будет особенно полезным для людей, которые нуждаются в помощи при преодолении социофобии или испытывают страх выступлений на публике.

Добавьте, что вклад каждого участника имеет большое значение не только в этом упражнении, но и в группе в целом. Точно также каждый человек способен повлиять на любую ситуацию за пределами комнаты.

Самовыражение через рисунок

Теория

Использовать искусство для выражения эмоций и мыслей по отношению к группе – интересный вариант самораскрытия через вербальный взаимообмен и вопросы. Сеанс может начаться с задания “Нарисуй свое настроение” или “Изобрази успех за неделю” – главное, что рисование способствует творческому выражению. Даже на самом первом групповом сеансе упражнения с рисованием помогают участникам в непринужденной обстановке представить себя друг другу.

Практика

Вам понадобятся бумага, ручки, карандаши, мелки и/или цветные карандаши. Это упражнение подойдет для групп любого возраста.

Задание “Нарисуй свое настроение” позволяет проверить самочувствие пациента. Попросите участников нарисовать, как они себя чувствуют в данный конкретный момент.

 Вы должны подчеркнуть, что это упражнение не требует художественных способностей. Важна смысловая нагрузка образа. Даже эскизно нарисованные картинки передают нужные чувства.

Если вы рассматриваете данное упражнение как “разогрев” в начале сеанса, убедитесь, что установлен временной лимит от трех до пяти минут. Вам понадобится просмотреть рисунки, поэтому рассчитывайте время так, чтобы его хватило для основных упражнений сеанса.

Другой вариант – задание “Изобрази успех за неделю”. Также участники могут нарисовать свои цели на сеанс или изобразить что-то, что произошло на неделе.

Вывод

Рисование полезно при работе с детьми, которые имеют проблемы с вербальным общением. Как правило, дети одобрительно относятся к рисованию и искусству в целом, потому что для них это способ самовыражения. Кроме того, они меньше переживают по поводу своих художественных способностей. Для взрослых рисование тоже может давать терапевтический эффект, поскольку они нечасто прибегают к невербальному самовыражению. Групповые упражнения с рисованием позволяют им найти творческую отдушину. Это приятное времяпровождение для людей любого возраста. Если упражнение проходит успешно, на дальнейших сеансах, перед тем как подходить к главной теме, попробуйте изменить тематику рисунков.

№3 / март 2022/