Перед нами стоит выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Одним из средств решения поставленных задач является использование тренажеров. Применение тренажеров как способа физической и социальной реабилитации лиц с ослабленным здоровьем известна давно.
Но только в последнее время – это направление стало вновь привлекать практиков.
Современные тренажеры:
- малогабаритны
- легко устанавливаются
- эстетичны и гигиеничны
- достаточно просты и удобны в обращении
Могут использоваться:
- на НОД по физической культуре
- во время гимнастики как после дневного сна, так и утром
- в самостоятельной деятельности
Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. Старшие дошкольники обладают хорошей способностью адаптироваться к физическим нагрузкам разного характера, оказывающим тренирующее воздействие.
Основная цель во время занятий на тренажерах: Создание условий для физического развития и своевременной коррекции нарушений у детей с ОВЗ
Задачи:
1.Тренировать все системы и функции организма.
- Укрепить мышечный корсет, увеличить подвижность суставов, выработать правильную осанку.
- Развивать общую выносливость и физические качества детей.
- Способствовать овладению определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Занятия строятся на следующих принципах
- Регулярность занятий (1 – 2 раза в неделю).
- Систематичность и последовательность использования упражнений
3.Чередование упражнений с отдыхом
- Индивидуальный подход к методике и дозировке с учетом особенностей патологии и общего состояния здоровья
- Сознательное и активное участие ребенка
Методика использования тренажеров разного вида предполагает следующее:
- Допуск к занятиям только после определения состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности;
- Определение оптимального объема физической нагрузки и ее распределение с учетом не только состояния здоровья детей дошкольного возраста, но и уровня их физической подготовленности.
- Индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.
- Активизация мыслительной и двигательной деятельности путем использования различных игровых методов и приемов.
- Создание таких условий, которые способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств.
В КЦСОР «Реутовский» активно применяют тренажер педали-балансиры.
Педали-балансиры – увлекательная и интересная игра-тренажер для детей от трёх лет. Предназначены для активных игр детей и проведения спортивных эстафет.
Ребенок развивает координацию движений, силу и ловкость, моторику, навыки балансирования. Также предотвращается плоскостопие.
Данный тренажер способствует не только физическому развитию ребенка, но и активирует отделы головного мозга, отвечающего за интеллект. Упражнения на балансирах позволяют укрепить мышцы спины и ног, весело провести занятие.
Тренировки могут быть различной направленности и сложности.