Базовый стандарт социальной технологии "Университет третьего возраст" носит обязательный характер для учреждения. Учреждение обязано обеспечить организацию работы всех базовых факультетов. Программы базовых факультетов должны быть интерактивны, разнообразны, интересны современному пожилому человеку, обеспечены необходимым оборудованием, помещениями и специалистами. Все получатели социальных услуг должны быть вовлечены в процесс познания и освоения учебного материала, каждый должен вносить свой особый индивидуальный вклад и развивать познавательную деятельность.
Для получателя стандарт носит рекомендательный характер, и получатель имеет право выбирать факультеты в зависимости от индивидуальной нуждаемости, состояния здоровья, интересов, внутренних возможностей и потребностей с целью активного долголетия граждан.
На основании Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг в Московской области, утвержденном Постановлением № 1195/51 в обязательном порядке предусмотрено проведение оценки жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, установленных статьей 15 ФЗ или статьей 7 закона Московской области, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании. Результат оценки условий жизнедеятельности оформляется в виде акта обследования условий проживания гражданина, форма которого утверждается Министерством социального развития Московской области.
Периодичность составления акта обследования зависит от частоты изменения и пересмотра ИППСУ.
Срок, на который составляется ИППСУ, должен быть определен с учетом индивидуальной потребности получателя: условия проживания, состояние здоровья, наличие конфликтной ситуации в семье, и т.д.
При этом, несмотря на отсутствие в законодательстве нормы по определению срока действия ИППСУ (вероятнее всего, ИППСУ должно быть бессрочно) ,Министерством социального развития Московской области рекомендовано составлять программы со следующими сроками:
на срок действия справки МСЭ об установлении инвалидности (для инвалидов; для детей – инвалидов – до достижения возраста 18 лет);
на срок курса реабилитации – для лиц, претендующих на получение курсовых путевок в социально-оздоровительные центры;
для лиц, претендующих на получение социальных услуг на дому, - на год (на три года – только для лиц старше 80 лет и лиц, имеющих хронические заболевания, травмы, лечение (реабилитация) которых не приведет к улучшению физического состояния);
для лиц, претендующих на получение социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания – не более, чем на 6 месяцев;
для лиц, претендующих на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, - бессрочно с пересмотром не реже, чем 1 раз в 3 года
Инновационная деятельность должна стать одним их приоритетных направлений развития учреждения. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в социальных услугах и персонифицированной помощи, создания реально доступных и комфортных условий, учитывая индивидуальные запросы и потребности получателей социальных услуг, учреждение обязано разрабатывать и внедрять дополнительные услуги и инновационные формы работы. Перечень дополнительных услуг поставщики утверждают самостоятельно по согласованию с учредителем в соответствии с уставом организации либо по согласованию с Наблюдательным советом учреждения.
Да, возможно. Если гражданин отказывается оформлять ИППСУ и желает получать разовые услуги, то данная желаемая услуга может предоставляться гражданину на условиях полной оплаты как дополнительная социальная услуг на основании заявления гражданина, договора о предоставлении социальных услуг на платной основе, акта сдачи-приемки оказанных услуг , в соответствии с тарифами на социальные услуги. Учреждение вправе самостоятельно рассчитать стоимость данной услуги и ввести ее в перечень дополнительных социальных услуг, оказываемых за полную стоимость по согласованию с Наблюдательным советом учреждения, либо учредителем.
В соответствии с новым федеральным законодательством о социальном обслуживании в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу нового федерального закона вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года. Чтобы разобраться в смысле данной формулировки, следует понимать, что формулировка «в рамках длящихся правоотношений» фактически означает «в рамках длящихся договоров, заключенных между поставщиком и получателем социальных услуг. Если, например, договор с получателем был заключен в ноябре 2014 года, в нем был определен размер платы за социальное обслуживание, а срок действия договора составляет 1 год, то до истечения срока договора (а это наступит в ноябре 2015 года) размер платы не может увеличиваться – его можно увеличить только по истечении срока действующего договора и при заключении нового договора.
Особого рассмотрения заслуживает ситуация с бессрочными договорами, которые были заключены с получателями социальных услуг в 2014 году, такая практика имеет место при стационарном обслуживании. В этом случае, даже если сам договор предусматривает индексацию размера платы, новый федеральный закон запрещает увеличивать ее по сравнению с уровнем, действовавшим на 31 декабря 2014 года. Здесь для увеличения размера платы возможно только расторжение действующего договора по соглашению сторон и заключение нового договора. Однако тут необходимо свериться с тем, не существует ли в региональных порядках предоставления социальных услуг каких-либо положений, в принципе запрещающих увеличение размера платы за социальное обслуживание по сравнению с уровнем на 31 декабря 2014 года для тех граждан, у которых право на получение социального обслуживания возникло до вступления в сиду нового федерального закона.
В соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и в порядке, утвержденном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно рассматриваемому документу расчет размера платы, взимаемой с получателя социальных услуг, производится поставщиком социальных услуг (учреждением) в течение суток со дня представления получателем социальных услуг (его законным представителем) индивидуальной программы предоставления социальных услуг, и размер платы указывается в договоре. Отметим, что федеральное законодательство о социальном обслуживании требует, чтобы договор был заключен с получателем социальных услуг также в течение суток с даты представления им поставщику социальных услуг своей индивидуальной программы.
Пересмотр размера платы производится поставщиком социальных услуг в следующих случаях: 1) меняется среднедушевой доход получателя социальных услуг; 2) меняется величина прожиточного минимума; 3) меняются тарифы на социальные услуги; 4) пересматривается индивидуальная программа получателя социальных услуг, что влечет изменение видов и (или) объема оказываемых социальных услуг.
Пересмотр размера платы производится в течение 5 рабочих дней со дня: 1) поступления поставщику социальных услуг сведений об изменении состава семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности при изменении размера среднедушевого дохода получения социальных услуг; 2) вступления в силу правовых актов об изменении тарифов на социальные услуги и (или) величины прожиточного минимума. Если же размер платы пересматривается из-за изменения видов и (или) объема оказываемых социальных услуг в индивидуальной программе, то такой пересмотр осуществляется поставщиком социальных услуг в течение суток со дня представления поставщику получателем социальных услуг своей пересмотренной индивидуальной программы. Изменение размера платы оформляется дополнительным соглашением к ранее заключенному договору.
Плата может производиться получателем социальных услуг (его законным представителем) следующими способами: 1) наличными денежными средствами через кассу поставщика социальных услуг либо через работника поставщика социальных услуг, уполномоченного на прием наличных денежных средств, на основании бланка строгой отчетности, утвержденного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приходного кассового ордера; 2) безналичным перечислением денежных средств на расчетный (лицевой) счет поставщика социальных услуг через кредитные организации. Выбор того или иного способа осуществляется получателем социальных услуг (его законным представителем).
Плата должна вноситься ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены социальные услуги. Плата взимается только за фактически оказанные социальные услуги. При непредоставлении социальных услуг в объеме, установленном договором, получатель социальных услуг оплачивает те услуги, которые ему фактически были предоставлены. В случае внесения излишней платы она возвращается на основании заявления получателя социальных услуг (его законного представителя) через кассу поставщика социальных услуг, или путем ее перечисления на счет получателя социальных услуг, открытый в кредитной организации, или почтовым переводом. С письменного согласия получателя социальных услуг (его законного представителя) излишне уплаченная сумма платы может быть засчитана в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
В соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, который поставщик услуг (учреждение) заключает с их получателем, и, следовательно, должна указываться в этом документе. Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг содержит отдельный раздел «Стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты». Отметим, что если получатель услуг (заказчик) получает услуги бесплатно, то это также указывается в данном разделе договора.
Также отметим, что примерная форма договора позволяет сторонам договора дополнять указанный раздел «иными условиями». Поэтому расчет размера платы можно фиксировать здесь же или в отдельном приложении к договору, которое должно быть упомянуто в этом разделе. В форму расчета можно включить следующие позиции:
1. Среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с установленными правилами (см. ниже).
2. В отношении стационарных услуг – 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
3. В отношении надомных и полустационарных услуг:
• Предельная величина среднедушевого дохода, установленная в субъекте Российской Федерации для определения права на бесплатное получение услуг.
• Разница между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в субъекте Российской Федерации для определения права на бесплатное получение услуг.
• 50 % разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в субъекте Российской Федерации для определения права на бесплатное получение услуг.
4. Установленные тарифы на социальные услуги, определенные индивидуальной программой получателя социальных услуг.
5. Фиксированный размер ежемесячной платы за социальное обслуживание или максимальный размер этой платы, если этот размер зависит от объема и номенклатуры фактически оказываемых услуг, с учетом установленных ограничений.
Федеральное законодательство о социальном обслуживании устанавливает, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания не может превышать 50 % разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в субъекте Российской Федерации для определения права на бесплатное получение услуг. Например, если предельная величина среднедушевого дохода установлена в регионе в размере 1,5 прожиточного минимума и составляет 10 000 рублей, а среднедушевой доход получателя услуг равен 12 000 рублей, то размер ежемесячной платы в независимости от установленных тарифов не может быть больше 1 000 рублей (50 % от 2 000 рублей).
Что касается размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, то в соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании этот размер не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Если брать вышеприведенный пример, то в данном случае размер платы в независимости от установленных тарифов не может быть более 9 000 рублей (75 % от 12000 рублей).
В соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании утверждение размера платы за социальное обслуживание и порядка ее взимания является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания. Обратим внимание, что такое положение соответствует и другому действующему федеральному нормативному правовому акту, а именно - Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», согласно которому государственное регулирование цен (тарифов) на социальные услуги, предоставляемые гражданам государственными организациями социального обслуживания, должно осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг также является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.
На практике данная схема реализуется, обычно, следующим образом – высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (региональное правительство, кабинет министров и т.п.) утверждает положение о размере и порядке взимания платы за предоставление социальных услуг, а сами тарифы в соответствии с данным документом утверждаются региональным органом социальной защиты населения (иногда при согласовании с региональным органом управления финансами) на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг . Отметим также, что в соответствии с федеральным законодательством о социальном обслуживании подушевые нормативы финансирования социальных услуг должны содержаться в стандартах социальных услуг, которые в свою очередь являются частью порядков предоставления социальных услуг, утвержденных в субъекте Российской Федерации.
В федеральном законодательстве о социальном обслуживании ответ на данный вопрос явным образом не обозначен. Этот ответ следует искать в порядках предоставления социальных услуг, утвержденных в конкретном субъекте Российской Федерации.
В Московской области это право определяется поставщиком социальных услуг (учреждением), когда к нему обращается за получением услуг гражданин, ранее признанный нуждающимся в социальном обслуживании территориальным управлением социальной защиты населения . При этом гражданин должен предоставить в учреждение отдельное заявление по установленной форме , индивидуальную программу предоставления социальных услуг, а также иные документы, в том числе документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его постоянного жительства, и документы о доходах членов семьи и (или) одиноко проживающего гражданина. На основании этих документов учреждение определяет, имеется ли у гражданина право на бесплатное получение социального обслуживания по категориальному признаку, имеется ли у него такое право по признаку среднедушевого дохода (о расчете среднедушевого дохода см. ниже), и если такого права нет, то при заключении договора с гражданином учреждение фиксирует в заключаемом договоре размер платы за предоставление социальных услуг. При этом необходимо учитывать существующие ограничения размера платы - см. ниже.
Согласно федеральному законодательству правом на бесплатное получение любых социальных услуг обладают следующие категории населения:
1) несовершеннолетние дети;
2) лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Кроме того, правом на бесплатное получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме обладают те люди, у которых на дату обращения за получением социальной услуги (социальных услуг) среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом того или иного субъекта Российской Федерации. Таким образом, этот порог может быть различным в каждом регионе, однако, федеральное законодательство запрещает устанавливать его ниже полуторной величины прожиточного минимума, определенного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.
Стационарные услуги на бесплатной основе могут предоставляться только несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Право на бесплатное социальное обслуживание по вышеуказанным основаниям могут иметь и иностранные граждане, а также лица без гражданства, однако только в том случае, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Отметим, что постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства считается лицо, получившее вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию; вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. По этой причине, как это ни парадоксально, такая категория как лица без определенного места жительства, не имеющие никаких документов, вообще не подпадают под действие нового федерального законодательства о социальном обслуживании – ни на платной, ни на бесплатной основе, хотя на практике услуги им по-прежнему продолжают предоставляться.
Кроме этого, федеральное законодательство дает право субъектам Российской Федерации определять дополнительные категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.
С другой стороны, и в самом федеральном законе говорится о том, что срочные социальные услуги предоставляются без заключения договора, а плата за предоставление социальных услуг в свою очередь должна производиться не иначе как в соответствии с заключенным договором о предоставлении социальных услуг - таким образом, предоставлять срочные социальные услуги на платной основе в принципе не представляется возможным.
К числу таких нормативных правовых актов относятся:
1. Федеральные нормативные правовые акты:
1.1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
2. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации:
2.1. Региональный закон, устанавливающий предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
2.2. Региональный закон, в котором определяются дополнительные категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно (при наличии).
2.3. Региональные нормативные правовые акты, утверждающие порядки предоставления социальных услуг.
2.4. Региональный нормативный правовой акт (акты), утверждающий размер и порядок взимания платы за предоставление социальных услуг.
2.5. Региональный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.
2.6. Региональный нормативный правовой акт (акты), утверждающий тарифы на социальные услуги.
За учреждением остается право самостоятельно разрабатывать Перечень дополнительных услуг, рассчитывать тарифы на предоставление дополнительных услуг. Методические рекомендации по расчету платы за оказание услуг утверждены приказом Министра социальной защиты населения МО от 26.03.2014г. №18П-74.
Утверждать или согласовывать тарифы с Министерством социального развития необходимо в том случае, если это закреплено в Уставе учреждения. Причём надо учитывать статус учреждения: бюджетное, казенное или автономное. Если бюджетное, то согласование идет непосредственно с учредителем, а если автономное, то согласование идет с «Наблюдательным советом», т.к. в нём имеется представительство учредителя.
Примерное положение об Университете третьего возраста размещено на нашем сайте в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ в архиве документов в папке «Инновационные технологии в работе с пожилыми людьми».
Добрый день, регистрация на сайте Социальной Службы Подмосковья простая и не займет много времени. Подробная пошаговая инструкция располагается в правом верхнем углу главной страницы сайта ССП, в разделе ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО САЙТУ.
Социальная Служба Подмосковья готова с Вами сотрудничать, присылайте текстовые новости и фото материалы на наш электронный адрес socsp2013@mail.ru, а также приглашайте нашу съемочную группу в Ваш центр для съемки репортажей о проводимых мероприятиях и деятельности учреждения.
Номер свидетельства СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 66322
(зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР)
Дата регистрации:
01.07.2016
Учредители:
ГАУ СО МО КЦСОИР «Журавушка»
140301, Московская обл., Егорьевский р-н,
г. Егорьевск, ул. Советская, д. 6
socsp2013@mail.ru, soctv@bk.ru