На базе стационарных отделений ГБУСО МО «КЦСОиР «Коломенский» специалистами по реабилитационной работе в социальной сфере проводятся занятия с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию межполушарных связей на четырех видах лабиринтов размером 350 Х670 мм, что способствует развитию плечевого и кистевого праксиса, произвольного внимания, мышления и других высших психических функций.
Человеческий мозг не является парным органом, однако, головной мозг имеет два полушария правое и левое, правое отвечает за творчество, а левое за логику и логические связи. Нужно понимать, что одно полушарие не может полноценно функционировать без взаимодействия с другим, и только слаженная работа всех структур и нейронных связей мозга в целом даёт нам возможность жить и развиваться полноценно. Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, резко запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи.
Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда у ребенка начнут формироваться графомоторные навыки и навыки овладения письменной речью, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, то ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное.
Именно для развития нейронных межполушарных связей были разработаны межполушарные доски, благодаря занятиям с их использованием у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему. Межполушарное взаимодействие формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов, что необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проходящих комплексную реабилитацию на базе стационарных отделений нашего учреждения. Дети с особыми потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции когнитивной и личностной сферы, в том числе и поведенческих расстройств.
Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Нейрокоррекционные упражнения на данном тренажёре можно также рекомендовать взрослым пациентам после травм головного мозга и инсульта различного генеза, а также детям при различных особенностях развития, таких как ЗПР, ММД, ЗПРР, нарушения речи, чтения и письма, РАС, ДЦП, СДВГ. Так же тренажёр будет полезен нормотипичным детям для развития функций внимания и самоконтроля.
Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:
– упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой против часовой стрелки;
– упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;
– упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки;
– упражнение выполняется одновременно двумя руками, но в разном направлении;
– последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками с закрытыми глазами.
При выполнении задания главным правилом является движения от простого к сложному. Если первый лабиринт полностью не освоен, то не следует переходить на следующий этап.
Благодаря занятиям по данному методу у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительная динамика в развитии межполушарных связей, внимания, памяти, мышления, воображения, графомоторных навыков, зрительно-моторной координации. Дети с огромным удовольствием и радостью занимаются данным видом деятельности.