В настоящее время многие родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих комплексную реабилитацию на базе стационарных отделений Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Коломенский», занимаясь со своими детьми в домашних условиях, зачастую сталкиваются с такими проблемами:

– у ребенка хорошая память, но времена года и последовательность месяцев он запоминает с трудом

– у ребенка возникают трудности с определением времени по часам

– как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил где у него левая рука, а где правая

– ребенок пишет буквы и цифры так, как будто они отражаются в зеркале

– ребенок очень часто заезжает на поля в тетради и теряет строку

– ребенок не может вникнуть в суть и понять смысл прочитанного текста или задачи

При сохранном интеллекте и достаточной сформированности таких значимых психических функций, как мышление, память и восприятие, причиной этих проблем может быть несформированность у ребенка пространственных представлений и схемы собственного тела, как их основы.

Как показывает практика и наши наблюдения, в современном мире формирование пространственных представлений у детей затруднено. И это может являться причиной неуспешности в обучении ребенка счету, письму, чтению, рисованию и другим дисциплинам, основанным на установлении соотношения между предметами, явлениями и их последовательности и взаимосвязи.

Проблеме сформированности пространственных представлений родителями и педагогами, как правило, уделяется очень мало внимания, хотя в настоящее время достаточно методик для ее решения, например, это хорошо проработано в трудах А.В.Семенович и практических пособиях В.С.Колгановой и Е.В.Пивоваровой, которые мы используем.

Если родители наблюдают у своего ребенка вышеперечисленные трудности, начинать формировать и совершенствовать пространственные

представления у него необходимо с формирования представления и ощущения собственного тела (соматогнозия) – это происходит через ощущение напряжение и расслабление мышц тела, от ощущений при взаимодействии с пространством и при взаимодействии ребенка со взрослыми (это должно происходит на 1ом году жизни)

К 2-3 годам ребенок начинает понимать, что означает «вверху/внизу», «рядом», «быстрее/медленнее», но это происходит путем превращения соматогностического пространства в зрительно-гностическое

С появлением речи, ребенку становится доступно вербальное обозначение пространственных отношений («дальше/ближе», «вверху/внизу», «сзади/впереди») сначала по отношению к себе, а затем уже и по отношению к другим объектам. Далее, при освоении ребенком понятий «вправо/влево», «вперед/назад» и т.п., восприятие пространства расширяется и углубляется. На следующем этапе ребенок учится навыкам ориентирования в схематическом пространстве – на доске и листе бумаги

И заключительный этап формирования пространственных представлений заключается во включении ребенка себя в квазипространство и ориентацию в нем. Именно сформированность этой функции помогает нам понимать смысл художественных произведений или определять логико-грамматические конструкции, такие как «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»

При нарушении пространственных представлений у детей, необходимо начинать их коррекцию и формирование с самого раннего этапа развития – изучения схемы собственного тела и, усложняя, переходить к заданиям в схематичном пространстве – на листе бумаги

Вот некоторые упражнения, которые мы используем для этого:

На левую руку ребенка надевается красная лента/браслет/резинка, с помощью которой ребенок будет определять где правая рука, а где левая. Маркируется именно левая рука, т.к. все действия (письмо, чтение, счет) у нас производятся слева направо.

1. «Запомни и покажи»

Ребенок закрывает глаза. Взрослый придает его телу определенную позу. Просит ее запомнить, затем эту позу «снимает» и просит ребенка воспроизвести положение тела.

2. «Изучаем предлоги»

Взрослый и ребенок стоят рядом друг с другом (не напротив!) перед зеркалом и , проговаривая, выполняют действия: «рука над головой», «рука под носом», «рука за ухом», «рука перед глазами» и т.п.

3. «Зеркало»

Взрослый встает напротив ребенка и объясняет, что в таком положении у них право и лево меняются. По указанию взрослого, ребенок должен показать у себя, а затем и у взрослого левую руку, правое плечо, левое колено и т.п.

Родителям детей с несформированными пространственными представлениями, можно порекомендовать игру «Твистер», а также завязывание и развязывание морских узлов, шнуровальные планшеты, складывание с детьми оригами, кубики Кооса, тактильные лабиринты, кубики Никитина, игру «Чудесный мешочек», где нужно на ощупь определять и находить предметы, лепка из пластилина, глины, вырезание и конструирование из бумаги и конструктора, собирание пазлов, в том числе 3D, разрезные картинки, рисование на вертикальной поверхности. Кроме того, будет крайне полезным играть на улице с детьми в подвижные игры, фрисби, дартс, кегли, классики, в любые игры с мячом, прятки, казаки-разбойники, бадминтон, прыгалки и многие другие игры, знакомые нам с детства.

  

Обсуждение закрыто.