Разработчик: Учитель-логопед ежегодной премии «Наше Подмосковье»
Регион: Московская область
Дата старта проекта: февраль 2017 года
Целевая группа:
Проект реализуется в 2- х группах детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, наполняемость каждой – 10 человек.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Реабилитация и интеграция детей с нарушением психосоциального статуса лечебной верховой ездой, формирование социальноактивной жизненной позиции детей при помощи комплексной экосистемной реабилитации.
Задачи проекта:
– Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой.
– Способствовать мотивации активного образа жизни детей с ограниченными возможностями.
– Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь? изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды).
– Способствовать изменению отношения к инвалидам в обществе.
Краткое описание проекта:
Экосистемная реабилитация является важным звеном в развитии личности, т.к. помимо физической реабилитации происходит восстановление искаженных связей больного ребенка с природой.
Знакомство с местной флорой и фауной, сбор природного материала, изготовление поделок из него открывает новое видение мира, расширяет кругозор и обогащает душу ребенка.
В процессе этих занятий дети не только получают определенную информацию, но и приобретают новые навыки, причем, как правило, деятельность носит коллективный характер. Упор делается на то, чтобы детей меньше развлекать и в большей степени побуждать к активной самостоятельной и целенаправленной деятельности. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с уникальным и эффективным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.
Система иппотерапии предлагает ребенку переключить внимание с себя на лошадь, приглашая войти в среду, где он сам и его проблемы перестанут быть центром усиленного внимания. Переходя от одного важного достижения к другому, дети начинают видеть свои способности и даже свое мастерство.
Следовательно, лошадь используется в качестве средства, помогающего пациенту себя выражать, контролировать и принимать. Общение с лошадью
способствует росту мотивации и самостоятельности, оно дает возможности для развития эмоций. Достаточно интенсивные взаимоотношения терапевта,
пациента и лошади создают безопасную поддерживающую среду. При этих взаимоотношениях пациент учится доверию, самостоятельности и инициативе.
Результаты внедрения:
Результатом реализации программы стала физическая, психосоциальная и личностная реабилитация детей с ограниченными возможностями:
улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде, улучшение “мелкой моторики”, а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур, ориентированность в пространстве?
– стимулирующее влияние на высшую нервную деятельность: у многих детей отмечено повышение мотивационно-познавательной деятельности, снижение возбудимости и повышение психической активности, нормализация и улучшение эмоционально-поведенческих реакций, улучшение в развитии речи, формирование новых коммуникативных навыков;
повышение устойчивости к физическим нагрузкам? улучшение мышечного тонуса? повышение самооценки, уверенность в своих силах, раскованность, активность, улучшение обучаемости и внимательности?
– снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности?
адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями, также их семей, формирование социальноактивной жизненной позиции детей «группы риска». Повышение мотивации детей к здоровому образу жизни.