Разработчик: Специалист по реабилитации инвалидов ГБСУСОМО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – Уткина Жанна Борисовна
Координаты разработчика:
Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Заречная, дом 3
Телефон:496-22-5-10-80
Мобильный телефон: 8 (903) 167-33-01
Электронная почта: zhanna.utkina2014@yandex.ru
Основные цели и задачи проекта
Задачами метода песочной терапии является
– проработка психотравмирующей ситуации на символическом уровне;
– отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;
– изменить отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, в целом к своей судьбе;
– развитие познавательных процессов (памяти, внимания, наглядно-образного мышления и т.д.);
– развитие мелкой моторики;
– формирование коммуникативных навыков,
– снижает уровня тревоги и т.д.
Использование метода способно оказывать положительное действие на профилактику и избавление от таких заболеваний как Энкопрез и Энурез.
Целевая группа
Воспитанники ГБСУСОМО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в возрасте от 5 до 18 лет
Краткое описание проекта
Песок, являясь природным материалом, обладает сильными медитативными свойствами, очищает энергетику и дает неограниченные возможности для проведения коррекционной работы.
В условиях песочной картины возможны необыкновенные превращения. Здесь добро побеждает зло, а ребенок имеет возможность приобрести бесценный опыт выхода из любой сложной ситуации, эмоционально, в безопасной среде, порою бессознательно, прожить психотравмирующие жизненные события.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой форме. Продолжительность одного занятия 50 минут.
Формы и методы, используемые в работе
Методы
Наглядные методы включают в себя:
наглядно – слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);
наглядно – зрительные (дидактический материал);
сенсорно – моторные (обследование);
тактильно – мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);
формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);
элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования).
Словесные методы:
объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);
вопросы четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память;
пояснения, уточнения. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);
игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребенка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых (2—4 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Алгоритм проектного решения
– создание необходимых условий для реализации проекта;
– изучение анамнеза воспитанника участвующего в проекте, определение его индивидуальных особенностей и запроса, подбор форм и методов работы;
– проведение промежуточных «диагностических срезов»;
– подготовка воспитанника к завершению участия в проекте.
Результаты внедрения
Проект является экспериментальным, находится на стадии внедрения с января 2015 года, однако воспитанники детского дома с большим удовольствием посещают занятия и погружаются в процесс работы с песком. Ребята не только пытаются создать свою песочную историю, но и учатся прислушиваться к своим внутренним ощущениям и эмоциям.