Разработчик: Специалист по реабилитации инвалидов ГБСУСОМО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – Уткина Жанна Борисовна

Координаты разработчика:

Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Заречная, дом 3

Телефон:496-22-5-10-80

Мобильный телефон: 8 (903) 167-33-01

Электронная почта: zhanna.utkina2014@yandex.ru

Основные цели и задачи проекта

Задачами метода песочной терапии является

– проработка психотравмирующей ситуации на символическом уровне;

– отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения;

– изменить отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, в целом к своей судьбе;

– развитие познавательных процессов (памяти, внимания, наглядно-образного мышления и т.д.);

– развитие мелкой моторики;

– формирование коммуникативных навыков,

– снижает уровня тревоги и т.д.

Использование метода способно оказывать положительное действие на профилактику и избавление от таких заболеваний как Энкопрез и Энурез.

Целевая группа

Воспитанники ГБСУСОМО «Яхромский детский дом-интернат для умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в возрасте от 5 до 18 лет

Краткое описание проекта

Песок, являясь природным материалом, обладает сильными медитативными свойствами, очищает энергетику и дает неограниченные возможности для проведения коррекционной работы.

В условиях песочной картины возможны необыкновенные превращения. Здесь добро побеждает зло, а ребенок имеет возможность приобрести бесценный опыт выхода из любой сложной ситуации, эмоционально, в безопасной среде, порою бессознательно, прожить психотравмирующие жизненные события.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в индивидуальной или групповой форме. Продолжительность одного занятия 50 минут.

Формы и методы, используемые в работе

Методы

Наглядные методы включают в себя:

наглядно – слуховые (слушание музыки в аудиозаписи);

наглядно – зрительные (дидактический материал);

сенсорно – моторные (обследование);

тактильно – мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение);

формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);

элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж,
дыхательные упражнения, тактильные обследования).

Словесные методы:

объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);

указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально);

вопросы четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память;

пояснения, уточнения. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала);

игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции).

Формы:

Индивидуальные игры

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие комму­никативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, рас­спрашивает о незнакомых предме­тах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

• сформированность понятий и уме­ние обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

• личностные характеристики (темпе­рамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформиро­ванность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок гово­рящий;

• уровень развития игровой деятель­ности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

• эмоциональное развитие (как вы­ражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

• стиль семейных отношений (диалоги между героями);

• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и не­произвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

• устойчивость и распределение вни­мания, работоспособность;

• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребенка:

• уровень развития воли и целе­устремленности (убирает ли игруш­ки по местам, доводит ли дело до конца);

• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

• умение обобщать (способность бы­стро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразитель­ность;

• на групповых (2—4 человека) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Алгоритм проектного решения
– создание необходимых условий для реализации проекта;

– изучение анамнеза воспитанника участвующего в проекте, определение его индивидуальных особенностей и запроса, подбор форм и методов работы;

– проведение промежуточных «диагностических срезов»;

– подготовка воспитанника к завершению участия в проекте.

Результаты внедрения

Проект является экспериментальным, находится на стадии внедрения с января 2015 года, однако воспитанники детского дома с большим удовольствием посещают занятия и погружаются в процесс работы с песком. Ребята не только пытаются создать свою песочную историю, но и учатся прислушиваться к своим внутренним ощущениям и эмоциям.

Обсуждение закрыто.