Разработчик: Отделение психолого-педагогической помощи
Координаты разработчика: Заведующий отделением Бибичева С.Г. (496) 616-96-86
Основные цели и задачи проекта
Цель данного проекта – формирование духовно-нравственного воспитания на основе традиций православия.
Цель проекта может быть достигнута путем реализации следующих задач:
воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
воспитывать любовь и уважение к старшим;
воспитывать целеустремленность, умение преодолевать трудности, осваивать свои интересы и точку зрения;
воспитывать гуманность, милосердие, культуру мыслей, чувств, поведения;
воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности, умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции, воспитывать любовь к родному дому, уважение к его традициям;
вести просветительскую работу по вопросу духовно – нравственного воспитания.
Целевая группа
Воспитанники детского дома с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в возрасте 5-18 лет
Краткое описание проекта
Данный проект разрабатывался с 2005 года на базе ГБСУ СО МО «Коломенский детский дом – интернат для умственно – отсталых детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и начал реализовываться с 2006 года по настоящее время.
Проект создан для формирования первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа, возрождении православных и народных традиций, ознакомлении с историей православия.
Методы, используемые в работе, описанные в данном проекте, повышают познавательную активность детей и помогают детям вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей истории своей страны.
Проект создан с целью:
Описать духовно – нравственное воспитание как условие развития основных человеческих способностей: нравственной (добро и зло), эстетической (различие прекрасного и безобразного), религиозной
( различие истинного и ложного).
Изложить и объяснить выбор модели развития активного нравственного сознания, культурной и духовной компетентности детей, чувств для сохранения культурных традиций.
Предложить практические примеры по формированию духовно – нравственного воспитания детей, для реабилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.
Проект состоит из разделов, выделенных в связи с различными формами и содержанием работы специалистов отделения:
Факультативный курс по теме: «Основы православной культуры»;
Познавательно – развивающая деятельность по формированию духовно – нравственного воспитания, педагогическое сопровождение в вопросах духовно – нравственного обогащения детей;
Музыкальная деятельность как один из компонентов формирования первоначальных представлений о духовно – нравственных ценностях;
Организация форм православного просвещения для сохранения преемственности социокультурных традиций.
В проекте отражены основные приоритетные задачи по формированию первоначальных представлений о духовных ценностях, воспитание положительного отношения к духовно – нравственным ценностям, обогащение опыта нравственного поведения на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Данный проект осуществляется по принципам партнерства, единства воздействий, последовательности.
Отличительная особенность данного проекта – преемственность, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении их проживания в доме – интернате.
Алгоритм проектного решения
Организация и систематическое проведение занятий по факультативному курсу «Основы православной культуры» совместно с семинаристами Коломенской православной духовной семинарии;
Организация познавательно – развивающей деятельности по формированию духовно – нравственного воспитания через проведение тематических внеклассных и досуговых мероприятий, экскурсий;
Внедрение в тематику музыкальных занятий первоначальных представлений о духовно – нравственных ценностях;
Организация форм православного просвещения для сохранения преемственности социокультурных традиций через организацию экскурсий и паломнических поездок воспитанников при поддержке настоятеля Покровского храма Иоана Бакушкина.
Результаты внедрения
В результате внедрения проекта воспитанники с тяжелыми и множественными нарушениями развития получили начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, у воспитанников появился нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформировалось уважительное отношение к традиционной религии, дети узнали об основах православной культуры и религии.