Разработчик: Королева Г.Н.

Координаты разработчика: Г. Клин, ул. Мира, 3А; Тел. 8 (49624) 5-89-18

Основные цели и задачи проекта

Цель:

– оказание эффективной помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Задачи:

– развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми;

– совершенствование межведомственного взаимодействия различных структур и более конструктивное использование имеющихся ресурсов в работе с проблемными семьями;

– сокращение сроков пребывания детей в государственных учреждениях, предотвращение ситуаций проживания детей вне семьи;

– снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целевая группа

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации

Краткое описание проекта

«Работа с сетью социальных контактов» – это системный метод социальной работы с семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.

«Работа с сетью социальных контактов» – это решение проблем отдельно взятого человека через его взаимоотношения с людьми.

«Работа с социальной сетью» – это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.

Основной принцип работы специалистов с детьми и их семьями по данному методу заключается в возвращении ребенка в семью, как наиболее желаемую форму его жизнеустройства.

Алгоритм проектного решения

Организация сетевой работы представляют собой несколько этапов, каждый из которых направлен на восстановление утерянных контактов людей, ответственных за судьбу ребенка.

1. Предварительная работа – начинается с момента поступления ребенка в учреждение, может занимать разные промежутки времени (в зависимости от ситуации и личности ребенка) и быть достаточно незаметной со стороны, т.к. главной задачей становится установление контакта и доверительных отношений ребенка со специалистом (социальным педагогом, психологом, специалистом по социальной работе).

2. Сетевая диагностика и сетевой анализ.

Составление карты социальных связей происходит совместно с ребенком при условии, если мотивация на эту работу состоялась. Он получает подробную инструкцию по составлению сетевой карты.

При этом очень важно, чтобы речь специалиста была адаптирована к возрастным и личностным особенностям ребенка, была проста и понятна, и процесс составления карты не становился «выкачиванием» информации.

Эта работа может состоять из нескольких этапов по времени. В результате карта социальных связей дает представление о том, кто конкретно входит в окружение ребенка и как он описывает свои отношения с каждым из этих лиц. Параллельно с ребенком работает и специалист, который по мере поступления информации заполняет лист с основными данными о ребенке и его окружении.

3. Этап – «приглашение на встречу».

После заполнения карты ребенку предлагают встретиться с его ближайшим окружением, чтобы все значимые для него люди сообща могли принять участие в решении его проблемы. Для этого координатор встречи связывается с каждым будущим участником встречи, рассказывает ему о сути проблемы ребенка, о том, что данное лицо отмечено ребенком как значимое в его жизни, о том, что будет организована встреча ближайшего окружения, где данная проблема будет решаться сообща всеми значимыми людьми, представляет список приглашенных и передает приглашение на встречу, в котором указано: тема, дата, время, место проведения, продолжительность, координаты координатора и ведущего встречу.

Организацией встречи занимается постоянно действующая команда ведущих и группа рефлексии, прошедшие обучение по данной методике и получившие соответствующий диплом /сертификат. Они совместно определяют тему – проблему встречи, текст приглашения на встречу. Составление приглашения, также его вручение лично каждому участнику предстоящей сетевой встречи- важная составляющая предварительной мотивационной работы. Ведущие также продумывают процесс мотивации на участие во встрече членов социальной сети, проводят необходимые согласования и предварительные встречи с некоторыми участниками..

Проведение сетевой встречи. Работа с социальной сетью подразумевает, что специалисты центра предоставляют свои профессиональные знания в распоряжение людей, обратившихся за помощью в центр. В практике отношений в обществе сложилось так, что очень немногие выслушивают оказавшихся «за бортом» жизни людей. Близкие их уже не слушают, у них появляется такое чувство, что никому не нужны; то, что они говорят, не важно для окружающих. Часто это приводит к тому, что они становятся агрессивны, стараются говорить громко, кричать, но в результате еще меньше людей прислушиваются к тому, что они говорят. Поэтому специалист, работающий с сетью социальных контактов ребенка, должен уметь показать, что у него и у тех людей, с которыми он работает, есть что сказать друг другу на встречах, организованных для того, чтобы социально депривированные люди смогли вызвать друг друга на разговор и смогли бы общаться с представителями властей, имеющих к ним то или иное отношение.

Сетевая встреча строится по определенной схеме – спирали. Она проходит несколько этапов:

– фаза «воссоздания племени»;

– фаза поляризации;

– фаза мобилизации;

– фаза депрессии;

– фаза прорыва;

– фаза катарсиса.

В ходе встречи возможны возвращения к исходным позициям, повторение этапа на новом уровне развития отношений. В целом встреча развивается во времени как живой саморегулирующийся организм.

Организация таких встреч в рамках социальной сети поначалу может быть сопряжена с трудностями: недостаточная мотивация на участие во встрече, отсутствие позитивного начала в разрешении трудной жизненной ситуации. В ходе встреч обычно возникает много конфликтов между участниками, и перед ведущими встречи встает задача найти конструктивные подходы к происходящему.

5. Работа после сетевой встреч – заключается в реализации тех позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники социальной сети: родственники, друзья, соседи и т.д. Опыт работы по данной методике показывает, что иногда самое трудное начинается именно после встречи, т.к. это требует мобилизации и сохранения внутренних сил окружения ребенка и его семьи.

Результаты внедрения

Метод позволяет и специалистам, и семье добиваться положительных результатов, изменить отношения внутри социального окружения семьи, реально сокращать сроки пребывания детей в социальных учреждениях и предотвращать саму возможность попадания ребенка в социальный приют или центр, способствует профилактике социального сиротства. Не менее важной представляется и проблема равной ответственности родителей и общества за судьбу ребенка, что в конечном итоге способствует развитию гражданского общества в целом.

Обсуждение закрыто.