Разработчик: Директор Волкова Лариса Петровна

Координаты разработчика: ГКУСО МО «Наро-Фоминский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»; т/ 8(496)3438691 м/т 8(916)1027922

Основные цели и задачи проекта

Цель: Внедрение системы раннего выявления жестокого обращения с детьми в семьях и оказания профилактической помощи на основе межведомственного взаимодействия по технологии управления случаем.

Задачи Проекта:

1.Отработка системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия с использованием технологии «управления случаем».

2.Обучение специалистов центра и органов системы профилактики методам раннего выявления жестокого обращения с детьми и технологии «управления случаем».

3.Оказание реабилитационной помощи социально неблагополучным семьям с высоким риском жестокого обращения, выявленным на ранней стадии кризиса, с целью восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.

4. Нормативное закрепление и распространение отработанной модели профилактики жестокого обращения с детьми на всей территории Наро-Фоминского муниципального района.

Целевая группа

Семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. социально неблагополучные семьи. Родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.

2. Специалисты, работающие с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в сфере профилактики и выявления случаев жестокого обращения с детьми, реабилитации пострадавших детей.

Краткое описание проекта

Проект реализуется поэтапно:

1 этап – 2010 год – отработка системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия с использованием технологии «управления случаем» на территории г.п. Наро-Фоминск; обучение специалистов центра и органов системы профилактики г.п. Наро-Фоминск методам раннего выявления жестокого обращения с детьми и технологии «управления случаем»; нормативное закрепление и распространение отработанной модели профилактики жестокого обращения с детьми на всей территории Наро-Фоминского муниципального района; оказание реабилитационной помощи социально неблагополучным семьям г.п. Наро-Фоминск с высоким риском жестокого обращения, выявленным на ранней стадии кризиса, с целью восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды; проведение информационной компании о недопустимости жестокого обращения с детьми; мониторинг деятельности.

2 этап – 2011 год – оказание реабилитационной помощи социально неблагополучным семьям Наро-Фоминского муниципального района с высоким риском жестокого обращения, выявленным на ранней стадии кризиса, с целью восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды на межведомственной основе на основании утвержденных нормативных документов; проведение информационной компании о недопустимости жестокого обращения с детьми, мониторинг деятельности.

3 этап – 2012-2015 г.г. – оказание реабилитационной помощи социально неблагополучным семьям с высоким риском жестокого обращения, выявленным на ранней стадии кризиса, с целью восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды на межведомственной основе на основании утвержденных нормативных документов; обучение специалистов центра и органов системы профилактики Наро-Фоминского муниципального района методам раннего выявления жестокого обращения с детьми и технологии «управления случаем»; мониторинг деятельности.

Алгоритм проектного решения

Алгоритм технологии раннего выявления и работы со случаем

1. Прием информации

Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми. С целью организации раннего выявления нарушений прав ребенка необходимо проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. Прием сигналов осуществляется централизованно уполномоченным на это органом (организацией).

2. Расследование

После получения информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить: а) имело ли место нарушение прав ребенка, и б) безопасно ли ребенку оставаться в семье. Такую проверку могут проводить специалисты уполномоченных социальных учреждений на основе, с представлением информации по результатам проверки в орган опеки и попечительства.

В случае обнаружения определенной степени риска для безопасности нахождения ребенка в семье для его жизни и здоровья на этом этапе составляется план обеспечения безопасности ребенка, к реализации которого необходимо приступить незамедлительно.

3. Признание ребенка нуждающимся в государственной защите

В случае установления по результатам проверки фактов нарушений прав ребенка в семье орган опеки и попечительства признает его нуждающимся в государственной защите (в помощи государства), что влечет за собой обязанность принять необходимые меры по защите его прав.

4. Открытие случая

По каждому ребенку, признанному нуждающимся в государственной защите решением органа опеки и попечительства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав.

5. Разработка и утверждение плана по защите прав ребенка

Все меры по защите прав ребенка в рамках открытого случая осуществляются на основе единого плана. План предусматривает назначение из числа специалистов куратора случая, которому поручается проведение диагностики семейной ситуации и разработка комплекса мер по защите прав ребенка. Если в соответствии с семейным законодательством будет выявлено, что ребенок остался без попечения родителей, план по защите прав ребенка будет включать в себя меры по его устройству. Во всех остальных случаях план по защите прав ребенка включает в себя меры по реабилитации семьи и ребенка. Такой план содержит реабилитационные задачи, которые ставятся по отношению к семье, и услуги, которые необходимо оказать семье и ребенку, из числа доступных на территории. С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план рассматривается на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов.

6. Выполнение плана по защите прав ребенка

План по защите прав ребенка утверждается органом опеки и попечительства. Координация действий по его реализации возлагается на куратора случая. Куратор случая постоянно взаимодействует с семьей, а также с государственными и муниципальными органами, организациями и учреждениями, оказывающими те или иные услуги семье и (или) ребенку.

7. Мониторинг

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.

8. Закрытие случая.

Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов, либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством об ограничении или лишении родительских прав.

Результаты внедрения

Основные результаты Проекта:

– Формирование системы раннего выявления семейного неблагополучия.

– Формирование эффективной системы межведомственного взаимодействия в Наро-Фоминском муниципальном районе Московской области.

– Оздоровление психологического климата в семьях, участвующих в реализации программ проекта, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого, положительного потенциала семьи.

– Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи.

– Восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.

– Повышение эффективности деятельности учреждения в комплексном решении вопросов противодействия жестокого обращения с детьми, за счет внедрения технологии «управления случаем».

В настоящее время деятельность ведется на основании Постановления Губернатора Московской области от 17.04.2015 № 139-ПГ «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей».

Обсуждение закрыто.