Разработчики: Специалисты по социальной работе ГБУСО МО «Мытищинский ЦСО»: О.С. Шевчук, А.А. Епифанова, Е.В. Запруднева
Координаты разработчика: Рабочий телефон: 8 (498) 600-35-87 Электронная почта: mcentr2005@mail.ru
Основные цели и задачи проекта
Цель
повышение качества жизни пожилых граждан;
поддержка «социального здоровья» людей старшего поколения, создание для пожилых достойных условий для активной жизни, досуга и общения;
обеспечение связи поколений
Задачи
Предоставить возможность пожилым людям и инвалидам получить необходимый уровень знаний и навыков, требующийся для работы на компьютере и в сети Интернет
Организовать культурный досуг пенсионеров
Создать условия для социально-психологической реабилитации через расширение круга общения
Научить пожилых людей:
– переписываться по электронной почте со своими друзьями;
– общаться по skype;
– работать с текстовыми и графическими редакторами;
– легко ориентироваться для поиска нужной информации в сети Интернет;
– получать услуги через портал gosuslugi.ru;
Дать возможность поделиться приобретёнными знаниями с вновь поступившими на курсы гражданами в роли учителей, ощутив тем самым свою полезность;
Сформировать взаимную эмпатию через общение пожилых людей и молодёжи, т.к. «деды и внуки» теперь будут вести диалог на языке, понятном обоим поколениям.
Целевая группа
Граждане пожилого возраста и инвалиды Мытищинского муниципального района.
Краткое описание проекта
Изменение социального статуса граждан при выходе на пенсию приводит к возникновению у пожилых людей проблем, связанных с переменой в восприятии окружающего мира и самовосприятии, снижение самооценки. Немаловажным является и фактор снижения материального достатка, что приводит к ограничению круга возможностей для пожилых граждан: посещение платных курсов и других платных мероприятий становится невозможным. На фоне этих проблем могут возникать депрессия, замкнутость, сужение круга общения, что очень часто приводит к кризисам преклонного возраста.
Реализация проекта «В ногу со временем» на базе учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволит осуществить создание 1-го компьютерного класса. Для проведения занятий класс должен быть оборудован 4-5 современными компьютерами и сервером, объединёнными в единую компьютерную сеть, а так же модемом для выхода в интернет, принтером и сканером, колонками. На компьютерах должно быть установлено лицензионное программное обеспечение. Мониторы, «мыши» и кнопки на клавиатуре должны быть большого размера.
Этапы реализации проекта
Оборудование компьютерного класса
Создание 1-го компьютерного класса, состоящего из 4-5 компьютеров и сервера, объединенных в единую локальную сеть, модема, для выхода в Интернет, колонок, цветного принтера и сканера.
Обучение пожилых людей и инвалидов
Исходя из количества персональных компьютеров, ученики будут разделены на группы по 4-5 человек. Занятия с каждой группой будут проводиться два раза в неделю по 1,5 часа. Средний возраст обучающихся – 55-65 лет. Обучение рассчитано на новичков, поэтому первые 3 месяца посвящаются обучению базовому курсу, после чего возможно обучение по индивидуальным планам с учетом интересов и увлечений. В настоящее время в Мытищинском муниципальном районе проживает 54 300 пенсионеров и инвалидов.
3. Базовый курс обучения состоит из следующих вопросов:
Устройство персонального компьютера. Работа с клавиатурой и мышью.
Операционные системы (обзор).
Понятие о файлах и папках.
Работа с текстом, графикой, звуком.
Основы работы в сети.
Интернет, работа с электронной почтой, поиск в Интернете.
Методика обучения должна быть основана на концепции, что пожилые люди и инвалиды не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними. Обучение будет начинаться с самых элементарных вещей: терминов, слов и действий (на что нажать и в какой последовательности). Здесь от преподавателя требуется немалая выдержка, терпение и такт. Нельзя ранить пожилого человека или инвалида неосторожным словом или замечанием. Не следует задавать домашние задания, устраивать контрольные или опросы. Очень важно, чтобы пожилые люди и инвалиды преодолели напряжение и страх перед компьютером. Занятия должны проводиться в спокойном темпе, с частым повторением пройденного материала, с периодическим возвратом к уже отработанным вопросам, а главное – учебные группы формируются исключительно по возрасту. Наши слушатели в окружении ровесников раскрепощаются, вспоминают советские традиции работы в коллективе, не боятся просить помощи при изучении трудных вопросов, с готовностью оказывают ее другим слушателям. Все это делает компьютерные курсы для граждан пожилого возраста и инвалидов более эффективными и интересными. При обучении пожилых людей и инвалидов необходимо постоянно внушать им веру в себя, подбадривать и подчеркивать, что учиться никогда не поздно.
Алгоритм проектного решения
1. Оборудование компьютерного класса
Создание 1-го компьютерного класса, состоящего из 4-5 компьютеров и сервера, объединенных в единую локальную сеть, модема, для выхода в Интернет, колонок, цветного принтера и сканера.
2.Обучение пожилых людей и инвалидов
Исходя из количества персональных компьютеров, ученики будут поделены на группы по 4-5 человек. Занятия с каждой группой будут проводится два раза в неделю по 1,5 часа. Средний возраст обучающихся – 55-65 лет. Обучение рассчитано на новичков, поэтому первые 3 месяца посвящаются обучению базовому курсу, после чего возможно обучение по индивидуальным планам с учетом интересов и увлечений. В настоящее время в Мытищинском муниципальном районе проживает 54 300 пенсионеров и инвалидов
Результаты внедрения
Получение пожилыми людьми и инвалидами уверенных навыков, необходимых для самостоятельной работы на персональном компьютере. По окончании процесса обучения ученики, успешно освоившие курс, могут стать учителями для вновь прибывших граждан.
Около 80 граждан пожилого возраста и инвалидов в год смогут овладеть навыками работы на компьютере и в сети Интернет, что повлечет за собой:
– повышение качества жизни пожилых граждан;
– повышение социального и психологического статуса;
– бытовую и психологическую адаптацию к новым социальным условиям;
– развитие творческого потенциала;
– расширение социальных контактов, обеспечение развития через общение взаимной эмпатии у пожилых людей и людей молодого поколения;
– желание углублять полученные знания, саморазвиваться и вовлекать в свой круг общения всё новых людей.