Это раздел, в котором освещаются законодательные, нормативно-правовые, методические и другие официальные материалы социальной сферы.
Это раздел, в котором представлены материалы по внедрению инновационных технологий в сфере социального обслуживания, обобщению и распространению опыта рейтинговых учреждений.
Площадка для формирования профессионального сообщества психологов социальных учреждений, где размещены и постоянно пополняются практические материалы для работы психолога.
№8 / август 2022
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое.
Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств.
Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, печаль и страх, отвращение и удивление.
Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций.
Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно- мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых.
Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.
На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые
группируются в 6 факторов:
Межличностный эмоциональный интеллект:
Внутриличностный эмоциональный интеллект:
В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Мейер предложили определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:
Оценка и выражение эмоций:
Регуляция эмоций:
Использование эмоций в мышлении и деятельности:
Модель Р. Бар-Она определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:
Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.
Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.
Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам.
Формируется на основе ЗАРАЖЕНИЯ. Ребенок заражается эмоциями от взрослого. Сначала в ситуативно-личностном общении, позже в социальных ситуациях.
художественная литература, театр и кино.
Формируется на основе ПОДРАЖАНИЯ
Нормы и формы транслируются из КУЛЬТУРЫ и специфичны для нее
Необходимо понимание возрастной динамики и специфики
В некотором смысле эмоциональность и осознанность являются антагонистами. Осознавание и осмысление предполагают «холодный ум». Кроме того, осознавание способно изменять и убивать некоторые явления, которые оно освещает своим прожектором.
На наш взгляд, в дошкольном возрасте нужно создавать разнообразные ситуации и события, в которых дети могут эмоции непосредственно испытывать, а не изучать их по картинкам. Именно совместное переживание в малых социальных группах дает возможность развития живого практического эмоционального интеллекта.
Второй источник развития эмоционального интеллекта – искусство и художественное творчество.
ВНИМАНИЕ: развитие эмоционального интеллекта не обеспечивает нравственности и моральности.
№8 / август 2022
Номер свидетельства СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 66322
(зарегистрировано РОСКОМНАДЗОР)
Дата регистрации:
01.07.2016
Учредители:
ГАУ СО МО КЦСОИР «Журавушка»
140301, Московская обл., Егорьевский р-н,
г. Егорьевск, ул. Советская, д. 6
socsp2013@mail.ru, soctv@bk.ru