Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте. Выпуск 1

№8 / август 2022

Содержание:

Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции,  понимать    намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоции отражают субъектную оценку того, что происходит вокруг и внутри человека.

Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое.

Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств.

  • удовольствие,
  • восторг,
  • радость,
  • уверенность,
  • симпатия,
  • любовь,
  • нежность,
  • блаженство.
  • злорадство,
  • месть,
  • горе,
  • тревога,
  • тоска,
  • страх,
  • отчаянье,
  • гнев.
  • любопытство,
  • изумление,
  • безразличие.

Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, печаль и страх, отвращение и удивление.

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К. Изарда используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния с помощью шкалы значимости эмоций.

Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно- мотивационные процессы и имеют центральное значение для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Данный тест применяется для обследования подростков и взрослых.

Тест Люсина

Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.

На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые
группируются в 6 факторов:

Межличностный эмоциональный интеллект:

  • Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций,
  • Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию
  • Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций

Внутриличностный эмоциональный интеллект:

  • Шкала В1. Осознание своих эмоций,
  • Шкала В2. Управление своими эмоциями,
  • Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.
Тест Мейера-Сэловея-Карузо

В 1990 г. П. Сэловей и Дж. Мейер предложили определение эмоционального интеллекта как набора навыков, имеющих отношение к точной оценке своих и чужих эмоций, выражению своих эмоций, использованию эмоций и эффективному регулированию своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих категорий адаптивных способностей:

Оценка и выражение эмоций:

  • Оценка и выражение своих эмоций: Вербальное /Невербальное
  • Оценка чужих эмоций: Невербальное восприятие / Эмпатия

Регуляция эмоций:

  • Своих / Чужих

Использование эмоций в мышлении и деятельности:

  • Глобальное планирование
  • Креативное мышление
  • Переадресация внимания
  • Мотивация
Опросник Бар-Она

Модель Р. Бар-Она определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.

Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.

Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.

Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.

Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам.

Вклад в развитие эмоционального интеллекта: цели образовательной работы

Формируется на основе ЗАРАЖЕНИЯ. Ребенок заражается эмоциями от взрослого. Сначала в ситуативно-личностном общении, позже в социальных ситуациях.

  • Расширять репертуар эмоций. Эмоциональные реакции на явления внешнего мира (природы). На явления социальной жизни. Тонкие нюансы эмоций
  • Расширять репертуар эмоций и их нюансов за счет знакомства с искусством – музыка, изобразительное искусство,

художественная литература, театр и кино.

Формируется на основе ПОДРАЖАНИЯ

  • Невербально – жесты, мимика, поза, движение
    Вербально – названия и описание состояний
  • В сюжетно – ролевой игре
  • На специальных занятиях развития детей средствами театра
  • Выражение средствами художественного творчества – музыка, живопись, танец, сочинительство
  •  
  • Способствовать развитию эмпатии в повседневных ситуациях на основе собственного примера
  • Способствовать развитию эмпатии при восприятии произведений искусства

Нормы и формы транслируются из КУЛЬТУРЫ и специфичны для нее

Необходимо понимание возрастной динамики и специфики

    • Нормы поведения в социуме и нормы жизни группы. Ограничение агрессивного поведения
    • Нормы вежливости и этикета. Ограничения форм проявления всех эмоциональных реакций
    • Самообладание как личностная черта и управления проявлениями эмоций в соответствии с личными целями
  • Неосознанное эмоциональное манипуляторство
  • Эмоциональный компонент лидерства
  • Профессиональная рекламная деятельность
  • Профессиональное художественное творчество
Резюме: Нужны ли отдельные специальные занятия с детьми, посвященные именно эмоциям?

В некотором смысле эмоциональность и осознанность являются антагонистами. Осознавание и осмысление предполагают «холодный ум». Кроме того, осознавание способно изменять и убивать некоторые явления, которые оно освещает своим прожектором.

На наш взгляд, в дошкольном возрасте нужно создавать разнообразные ситуации и события, в которых дети могут эмоции непосредственно испытывать, а не изучать их по картинкам. Именно совместное переживание в малых социальных группах дает возможность развития живого практического эмоционального интеллекта.

Второй источник развития эмоционального интеллекта – искусство и художественное творчество.

ВНИМАНИЕ: развитие эмоционального интеллекта не обеспечивает нравственности и моральности.

№8 / август 2022