Метафорические ассоциативные карты

№1 / январь 2022/

Содержание:

Что такое МАК?

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.

Метафорические ассоциативные карты являются психологической ПРОЕКТИВНОЙ методикой.

Терапевт играет роль модератора этого процесса, помогая прийти к тому решению, которое будет наилучшим в данной ситуации для самого человека.

Почему эти карты называются – метафорические и ассоциативные?

  • Метафорические – потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.
  • Ассоциативные – потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.

Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем.

Может всплыть то, что мы давно вытеснили в подсознание, какая-то травмирующая ситуация, в том числе и из раннего детства. И карты помогут ее безопасно и экологично проработать.

Чем хороши метафорические карты?

Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Работа с МАК даст доступ к своей проблеме настолько, насколько вы готовы ее проработать на данном этапе. И затем, снимая слой за слоем, можно будет двигаться дальше. С помощью МАК можно безопасно получить доступ к нашему бессознательному, потому что именно образы и метафоры – «язык» нашего подсознания. Используя метод свободных ассоциаций, мы можем понять то, что недоступно для логики и рационального понимания.

Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.

Метафорические карты – это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление, сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия. За счёт этого возможно безопасно и легко посмотреть «в корень» проблем и безошибочно определять, где их истоки и причины:

  • Находить правильные решения, надёжно опираясь на интуицию и подсознание;
  • Не тратить время на второстепенные вещи и длинные интеллектуальные размышления.
  • Методика отличается простотой, экологичностью и эффективностью.

Метафорические ассоциативные карты:

  • это быстрый и эффективный путь к своему подсознанию.
  • они запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из трудной ситуации.
  • позволяют моделировать и исследовать процессы в прошлом и будущем.

Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт становятся возможными потому, что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как-бы притягиваем изменения во внешнем мире.

Техника "От опыта к мудрости" Автор: Гибадуллина Анна

Человек, стремящийся к личностному росту и развитию, склонен анализировать события, происходящие в его жизни, извлекать из них конструктивный опыт и обогащать свои ресурсы для движения вперёд.

Данное упражнение может использоваться как для подведения итогов года, так и для текущего исследования значимых для клиента сфер его жизни.

  • Цель упражнения: анализ событий в различных сферах жизни, которые он хочет человека с позиций их ценности и значимости для дальнейшего развития, актуализация внутренних ресурсов.
  • Колоды: любая универсальная, портретная и ресурсная. В моем примере использованы карты из колод «Emotion» К. Довлатов, «Характер и личность» И. Орда, «Я принимаю решение» Э. Алёхина, «Источник» Ю. Демидова.
  • Обозначения: ВО – в открытую, ВЗ – в закрытую.

Рассмотрим вариант упражнения для подведения итогов года.

Клиент выбирает значимые для него сферы жизни, которые он хочет проанализировать (дом, семья, работа, карьера, финансы, здоровье, творчество, общение с друзьями, личностное развитие и др.) Для удобства можно подготовить карточки с соответствующими словами.

Далее ВЗ (возможен и выбор ВО, если клиент испытывает какие-то затруднения) из универсальной колоды для каждой сферы клиент выбирает значимое событие, которое произошло в течение года и описывает его.

Дальнейшая работа ведётся полностью ВЗ.

Для каждой сферы из портретной колоды клиент выбирает образ значимого человека, который оказал влияние на эту сферу. Обсуждаем, какое это было влияние, в чем его значение. Наша задача – найти ценность этого влияния, даже если клиент говорит, что это негативный образ и найти за что поблагодарить этого человека.

Далее, перекидываем тот самый «мостик» от опыта к мудрости – из универсальной колоды клиент выбирает карты, чтобы ответить на вопрос, какое значение имеет рассматриваемое событие для перспективы, для дальнейшего развития каждой сферы жизни. На этом этапе как раз можно скорректировать какие-то негативные установки клиента относительно различных аспектов жизни, переключить фокус его внимания на конструктивные моменты.

В завершении работы актуализируем внутренние ресурсы клиента. Важно, чтобы клиент проговорил, какими ресурсами он обладает для развития той или иной сферы жизни и что конкретно он может сделать, опираясь на эти ресурсы.

Для данного упражнения можно сделать рабочую таблицу, чтобы фиксировать в ней основные мысли клиента, тогда в завершении консультации клиент получит не только фото своих карт, но и ценный письменный материал для дальнейшего анализа.

Техника "Шесть шляп" Автор: Васильева Ольга

Цель: прояснение проблемной ситуации, поиск решения, обозначение собственных ресурсов для выхода из тупика.

Используются универсальные, коучинговые или ресурсные МАК.

В закрытую из универсальной колоды выбираем 6 карт. Отвечаем письменно на вопросы.

Белая шляпа
акцент на изложение фактов. Что мы знаем об этой проблеме?
Красная шляпа
акцент на интуицию и чувства. Что мы чувствуем по этому поводу?
Зелёная шляпа
акцент на нетрадиционные решения. Какие есть альтернативы? Какие новые идеи связаны с этим?
Жёлтая шляпа
акцент на плюсах. Какие есть достоинства и преимущества? Какие существуют радужные перспективы?
Чёрная шляпа
акцент на критическое восприятие. Что может пойти не так? Каковы возможные потери?
Синяя шляпа
резюмируем, делаем вывод. Какие первые шаги для решения проблемы?

В закрытую достаём из ресурсной колоды 1-3 Карты. Какие ресурсы есть для решения ситуации? Какими силами располагаешь?

Упражнение помогает посмотреть на затруднительную ситуацию с разных сторон. На примере использовала колоды “КАК”; “Ресурсы и Силы”.

Техника "По волнам жизни" Автор: Ангеловская Инна

В работе с данным раскладом Вы можете использовать любые метафорические, ассоциативные карты, которые на Ваш взгляд больше подходят для того или иного запроса обратившегося за помощью человека.

Техника предназначена для проработки проблем широкого спектра от внутриличностных конфликтов до проблем во взаимоотношениях с окружающими. Может использоваться для саморазвития и актуализации личных ресурсов, для осознания цели жизни, помогает лучше сформулировать проблему и выявить слабые стороны и сферы жизни личности.

Цели: осознание себя, как личности; обретение гармонии с собой и окружающим миром.

Человеку предлагается выбрать порядок подсказок, для проработки волнующей его проблемы.

Подсказки: Ваш «Путеводитель», Ваша «Личная сила», Ваш «Добрый волшебник», Ваша «Помощь Вселенной», Ваш «Маяк», Ваш «Страх», Ваш «Капкан».

Затем из колоды вслепую ему предложить вытаскивать поочерёдно по одной карте к каждой подсказке.

Далее проводится анализ, обсуждение каждой карты по отдельности (далее можно в созависимости друг с другом).

В процессе консультирования задаются следующие наводящие вопросы:

  • Что Вы здесь видите?
  • Что Вы чувствуете?
  • Что думаете по этому поводу?

И любые другие, подходящие для той или иной ситуации и помогающие человеку лучше разобраться в себе и своих сложностях.