Разработчик: ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН»

Координаты разработчика: Московская область, Лотошинский район, д.Ошейкино, д.№111

Основные цели и задачи проекта

Направление: коррекция

эмоционально-волевого развития

дошкольников и младших школьников

Цель: формирование устойчивых эмоциональных состояний, обеспечивающих ребенку на доступном уровне стабильность в саморегуляции внутренних процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.

Задачи:

Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.

Снизить уровень тревожности у детей.

Развить у детей в процессе коррекционных занятий высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Формировать умения и навыки движений на основе заданного музыкального материала.

Обучить навыкам саморегуляции.

Целевая группа

Педагог-психолог Лобачева Наталья Владимировна, музыкальный руководитель Оробейко Евгения Эдуардовна, социальный педагог Ускова Ольга Николаевна

Краткое описание проекта

В повседневной жизни, богатой разного рода трудностями и стрессами, комплексное использование двигательной игротерапии в сочетании с музыкотерапией и психогимнастикой дает хорошие результаты и позволяет корректировать негативные изменения психического состояния ребенка, является мощным инструментом в решении проблем эмоционального неблагополучия дошкольников и младших школьников. Данная программа направлена на развитие и тренировку психических процессов, творческого воображения, способности свободного и осознанного владения своим телом. Такой подход дает возможность эффективно корректировать уровень тревожности у детей. Отсюда главная задача двигательного игротренинга – вызвать у ребенка радостные эмоции, тем самым, снизить уровень тревожности. Показателем является позитивная эмоциональность поведения детей, снижение уровня тревожности, их желание заниматься, умение сосредоточиться на выполнении задания.

Алгоритм проектного решения

Исходя из специфичности эмоционального состояния детей с уровнем тревожности, мы стремились к тому, чтобы во время работы в группе царила атмосфера доброжелательности, понимания и уважения.

Во время занятий двигательного игротренинга необходимо руководствоваться общей заповедью “Не навреди!”, поэтому постоянно необходимо следить за состоянием детей на занятиях.

Предварительная работа: несколько дней до каждого занятия – просмотр мультфильмов, песни из которых используются на занятиях.

Структура коррекционных занятий методом двигательного игротренига примерно одинакова. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.

Цель вводной части – вызвать чувство доверия, безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение. В этой части занятия используются упражнения–приветствия, игры-разминки. В первую очередь, это «организационные» упражнения, когда ребенок «настраивается» на дальнейшую работу. Множество игр направлено на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение. Упражнения и игры выполняются под ритмичную музыку, где музыка играет регулирующую роль, определяя начало и конец движения. Музыкальный руководитель при этом выделяет части произведений, делая между ними значительные паузы, подчеркивая акцентами сильные доли, помогая детям двигаться ритмичнее.

В основной части занятия используются игры, упражнения, направленные:

– на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики;

– на развитие произвольности;

– коммуникативные игры;

– на снятие зажимов мышечного аппарата;

– на развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности и скорости реакций.

Заключительная часть занятия посвящена снижению мышечного напряжения, укреплению сплоченности группы.

Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершённости занятия.

Материалы и оборудование: фитболы (большие мячи) на каждого ребенка, магнитофон/ПК с аудиозаписями, музыкальный инструмент – синтезатор нотный материал.

Данный вариант программы разработан для детей от 3 до 7 лет с повышенным уровнем тревожности.

Программа рассчитана на 9 занятий социального педагога с музыкальным руководителем 1 раз в неделю. Каждое занятие рассчитано на 30 минут, так как большая продолжительность занятий снижает продуктивность работы. Оптимальный количественный состав группы – 4-6 участников.

Реализация подпрограммы проходит в отделении дневного пребывания ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН» с детьми дошкольного возраста

Рекомендация к одежде детей: спортивная форма – шорты, футболка, чешки (можно просто в носочках).

Результаты внедрения

Программа апробирована в течение 2014-2015 г.г.в отделении дневного пребывания, а также в первом классе МОУ «Ошейкинская средняя общеобразовательная школа» Лотошинского района. Московской области. О результатах говорят положительные отзывы родителей, классного руководителя , воспитателей. Педагог-психолог отмечает снижение уровня тревожности почти у 100% воспитанников и учащихся, посещавших занятия, повышение эмоционального настроя, успешности детей, так как в ходе коррекции в развитии детей произошли значительные изменения и психических процессов, а также и физическое здоровье стало лучше. Проведен анализ, подготовлен отчет с презентацией на методическом семинаре.

Обсуждение закрыто.