Разработчик: ГКУСО МО «Лотошинский СРЦН»

Координаты разработчика: Московская область, Лотошинский район, д.Ошейкино, д.№111

Основные цели и задачи проекта

Цели занятий:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

Снижение психофизического напряжения.

Актуализация эмоций.

Задачи:
Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память).

Развивать логическое мышление.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развивать умение работать в группе и действовать по инструкции.

Стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Реабилитационные:

Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

Корректировать слуховое внимание и память.

Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

Образовательные:

Обучить умению отвечать на вопросы проблемно – поискового характера.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.

Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

Закрепить представления об окружающем мире.

Целевая группа

Педагог-психолог Зубкова Юля Геннадьевна, зам. Директора по социально-реабилитационным вопросам Савиных Любовь Николаевна

Краткое описание проекта

Основные принципы игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Алгоритм проектного решения
Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг – демонстрация песочницы

Говорим детям следующее: «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко становится влажным. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок .

Говорим детям следующее: «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и животные, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке .

«Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы знакомим детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, собирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Необходимое оборудование

Водонепроницаемый деревянный ящик, окрашенный в голубой цвет, стол с подсветкой для занятий с песком.

Чистый, просеянный песок.

Цветной песок.

Миниатюрные фигурки, куклы-петрушки (куклы, надеваемые на руку),мелкие предметы (камешками, ракушками, пуговицами и др.).

Кукла из бумаги, сделанная своими руками. Песочный человечек.

Аудио запись «Звуки природы», песня о маме.

Распылитель для воды

Форма работы – групповая. Оптимальная наполняемость группы 4-5 человек.

Возраст детей:4-7 лет.

Результаты внедрения

Программа апробирована в условиях отделения дневного пребывания, с группой детей отделения диагностики и социальной реабилитации, в период краткосрочной реабилитации. Проведен анализ, подготовлен отчет с презентацией на методическом семинаре.

Обсуждение закрыто.